Четыре черные дыры, в которые можно бесследно слить бюджет на продвижение бизнеса.
1. Печатная пресса.
Недавно гуглила инфу по теме «Как продвигать отель» и нашла просто потрясающую статью, в которой среди «дельных советов» на второй по значимости позиции идет:
Региональная и национальная пресса
Пиар всегда будет играть важную роль в завоевании внутреннего рынка. Убедитесь, что у вас хорошие отношения с журналистами и редакторами региональных и национальных газет и журналов. В таком случае, если им понадобится написать заметку о путешествии, вы будете первым кандидатом в списке».
Ребята, вы что, смеетесь?! Кто сейчас ищет отель, приезжая на место и покупая журнал! Причем не печатный каталог отелей, а просто какую-то заштатную региональную газетку, ну хорошо, журнал!
Из этой же серии: как-то ко мне в друзья в ВК постучалась какая-то газета вроде «Вечерний Задрищинск» и предложила разместить рекламу! Уже не помню чего, но у меня ни одного клиента не было с ЦА, состоящей из жителей Задрищинска. Я не стала сразу их в спам и бан отправлять, решила поржать, потому что ребята меня реально удивили. Решила спросить у них, в какой галлюцинации им привиделось, что я или мои клиенты захотят что-то рекламировать с помощью того, что могло бы привлечь внимание потенциальных покупателей только в случае, если бы выпускалось на более мягкой бумаге и без шрифта. Они обиделись, конечно! Написали, что я ничего не понимаю в рекламе, а у них большой тираж. Ну да, куда уж мне.
Сто раз подумайте и оцените свою ЦА перед тем, как давать рекламу в печатных СМИ! Мы лет 5–7 назад затеяли рекламу аренды автодомов в местных глянцевых журналах. Выхлопа ровно ноль! Кто покупает сейчас эти издания? Никто! Их дают бесплатно тем, кто разместил в них объявления, они лежат где-то в приемных и фойе, чтобы посетителям было что полистать. Именно полистать – не почитать. Как думаете, насколько велик шанс, что тот, кому совершенно случайно журнал попал в руки, – представитель вашей ЦА и именно ваш товар ему прямо сейчас нужен?
Конечно, есть исключения. Например, недорогой ремонт квартир, услуги вывоза старой бытовой техники, уничтожение насекомых – короче, услуги, аудитория которых не пользуется интернетом. Да и то, надо тестировать, возможно, выгоднее будет реклама в лифте (шрифт только делайте покрупнее) и раскладка листовок по ящикам.
2. Реклама по ТВ на местных каналах.
Делали одному клиенту сайт, который утверждался год, но речь не об этом. Потом, когда многострадальный сайт был-таки закончен, мы предложили им seo- и smm-продвижение. Они сказали: нет пока денег. Включаю как-то телик, чтоб на местном задрипанном канале посмотреть, сколько градусов на улице, а там идет их реклама: такой ролик в лучших традициях дизайна и графики 90-х, причем, не конца десятилетия, а его начала. Ну, если люди всё еще живут в 90-х, то у них не просто нет денег на интернет-продвижение, думаю, что они вообще сомневаются, что интернет существует.
Еще как-то включила телик на другой местный канал-несчастье в третьем часу ночи. А там, знаете, на мое удивление, все еще идут такие передачи рекламные типа «Мельницы». Для тех, кто не в курсе: это когда в кадре какая-нибудь мукла (чья-то жена или любовница), которая двух слов нормально связать не может, зато вдохновенно кривляется, демонстрируя свой силикон, якобы дает полезный контент, например, новость про новый отдел турецкого барахла в ТЦ «Кинотеатр “Рекорд”». На самом деле, как понимаете, занимается неприкрытой второсортной рекламой. По сути, тот же бесплатный журнал, который раздают в магазинах, только в телеформате. Я сразу не переключила на другой канал только потому, что увидела рекламу знакомых. А это ведь денег стоит: снять какой-никакой ролик, купить рекламное время (в самый прайм-тайм, как их наверняка заверили)! Это в третьем-то часу ночи? В прайм-тайм такие телестудии запускают «Пятницу» или еще какой федеральный канал.
3. Реклама на музыкальном радио.
Возможно, получше и уж точно подешевле, но тут надо тестировать. Сомневаюсь, что многие бизнесы будут иметь с этого хорошую отдачу. Шансы на успех есть только у какого-нибудь массового недорогого сегмента с целевой аудиторией «почти все». Сейчас радио с рекламой за редким исключением слушают разве что пассажиры общественного транспорта. Остальные – либо свою музыку в записи, либо переключают на время рекламы на другой канал. Например, у нас есть радио «СИ». Там дают рекламу каких-то дорогих магазинов, автоцентров и элитных жилых комплексов. Не знаю наверняка, но что-то мне подсказывает, что эта реклама просто слив бюджета.
4. Продвижение на рекламных порталах.
Как-то уже писала про «Пульс цен» за миллион в год, но они ведь не одни такие. Их много и менеджеры у них зубастые рыбы-прилипалы. Обрабатывают моих знакомых и родственников. А те спрашивают у меня, стоит ли размещать платно рекламу на «Е1» или «Близко.ру». Стоит ли отелю в Сочи размещаться на местном дубль гисе за деньги? Платно, это когда кто-то ищет компанию или услугу, а ему показывают блок «похожие организации» и значок «реклама» вот так:
А если реклама не проплачена, то дубль гис все равно будет показывать ближайшие организации с такими услугами.
Маленькая ремарка: размещение в 2ГИС бесплатно нужно делать всем, у кого только есть возможность указать физический адрес. Обязательно добавляйте свою компанию на все порталы, в каталоги и справочники, где можно сделать это бесплатно.
А наш местный портал «Е1»? Его рекламные менеджеры в своих спамных «холодных» звонках нагло врут про свою посещаемость и становятся все агрессивнее с каждым годом. Видимо, потому, что все меньше и меньше дураков хочет стрелять из пушки по воробьям, покупая рекламный мигающий баннер на портале, чьи золотые годы популярности отзвенели в начале нулевых.
Не тратьте на это деньги, если только перед вами не стоит задача «освоить» рекламный бюджет. Я ни в коем случае не призываю заказывать только seo-продвижение или только интернет-рекламу. Бывает, что с задачей вполне могут справиться школьники, раздающие флаеры, или на ура пойдут объявления в лифте и обыкновенные вывески. Для местных предпринимателей это работает. Но продвигать бизнес, ориентированный на «живущую в интернете» аудиторию, в печатных СМИ, популярность которых приблизилась к нулю еще в конце прошлого века, или с помощью морально устаревших сетевых ресурсов – это медленное самоубийство. Не расходуйте свой бюджет напрасно. Пусть лучше естественным путем отомрут все эти газетенки, все эти «рыбы-прилипалы».