Йорис Хуфнагель (Joris Hoefnagel) (1542-1601) художник, чей практически документальный натурализм ботанических рисунков, служил эталоном для более позднего поколения фламандских художников. Возможно, без его участия, Золотой век голландского натюрморта не был бы таким, каким мы его знаем. Он одним из первых освоил новый (для того времени) жанр.
Йорис Хуфнагель был самоучкой. Родившись в семье богатых купцов, в юности путешествовал в Англию, Францию и Испанию. И не забывал документировать свои путешествия в рисунках. Позднее они были использованы в качестве основы для шеститомного географического атласа. Йорис был подлинным человеком эпохи Возрождения. Писал стихи на латыни, знал несколько языков, умел играть на множестве музыкальных инструментов, был блестящим живописцем, иллюстратором и каллиграфом. Если вам этого мало - он еще создавал карты и топографические рисунки.
Теплой осенью 1577 года испанские войска вторглись в Антверпен, а наш герой отправился на юг с картографом Абрахамом Ортелием (Abraham Ortelius). В этом путешествии Хуфнагель встретился с Баварским герцогом Альбертом V, и был нанят в качестве придворного художника. В 1591 году Хуфнагель был назначен придворным художником императора Священной Римской империи Рудольфа II, коллекционера, известного своей страстью к предметам искусства и всяким штукам вроде кунскамерных редкостей. Именно по заказу Рудольфа II была создана поразительная, пленяющая мастерством автора рукопись. Шедевр, глядя на который, я , если честно, чоху плакать от осознания его совершенства.
В 1500-х годах печатные книги распространились в достаточной мере, чтобы заставить образованную аристократию взгрустнуть и всем сердцем оценить мастеров ручного письма. Изобретательность и эстетика каллиграфов встала во главу угла. Венцом происходящего стала - Mira calligraphiae monumenta ("Образцовая книга каллиграфии»), созданная в 1561-62 годах, руками секретаря суда императора Священной Римской империи Фердинанда I - Георгом Бочкаи (Georg Bocskay).
Спустя тридцать лет император Рудольф II, внук Фердинанда I, поручил Йорису Хуфнагелю дополнить манускрипт. Цветы, насекомые, рептилии населили каждую страницу. Стараниями Хуфнагеля появился еще и раздел о построении букв алфавита в верхнем и нижнем регистре. Такого потрясающего единения каллиграфии и иллюстрации больше не было. Йорис Хуфнагель создал последнюю величайшую европейскую рукопись. И оказал, тем самым, колоссальное влияние на развитие голландского натюрморта.
Сейчас манускрипт находится в коллекции Музея Пола Гетти в Лос-Анджелесе (The J. Paul Getty Museum, Los Angeles)