Когда я только услышала о новой книге Дмитрий Глуховского, автора нашумевшего в свое время бестселлера «Метро 2033», я была уверена, что это тоже что-то фантастическое, постапокалиптическое. Но вот я открываю аннотацию и читаю: «Текст» - первый реалистический роман Дмитрия Глуховского, автора «Метро», «Будущего» и «Сумерек». Эта книга на стыке триллера, романа-нуар и драмы». Это было немного неожиданно для меня, Дмитрий Глуховский покинул жанровые рамки и вышел в какое-то новое пространство.
Начала читать с любопытством. Завязка показалась простой: главный герой Илья возвращается в подмосковную Лобню после семи лет отсидки. Случилось так, что семь лет назад, в один из летних вечеров, сдав сессию, студент Илья со своей любимой девушкой Верой пошли в ночной клуб. Он только что закончил первый курс МГУ, где учился на филологическом факультете. Впереди вся жизнь. И, конечно, он даже предположить не мог, что все его планы и мечты на будущее оборвутся этой ночью. В ночном клубе происходит рейд наркоконтроля и Илья, вступившись за свою девушку, вступил в конфликт с Петром Хазиным, тогда еще лейтенантом. Он и подкинул Илье наркотики при обыске. Дело решилось быстро – вчерашнего студента осудили на семь лет за сбыт. Теперь, отбыв срок, он возвращается домой, надеясь начать новую жизнь. Но мать, не дождалась его всего пару дней, умерла от инфаркта. Девушка бросила уже давно. Лучший друг за эти годы обзавелся семьей, их пути с Ильей далеко разошлись. Герой возвращается в тупик – его никто не ждет, мать хоронить не на что, и единственное чувство, которое еще заставляет Илью двигаться вперед – чувство мести к Пете Хазину, который в свое время вот так, мимоходом, загубил всю его жизнь.
Я специально перед тем, как принялась за книгу, не читала критических статей, и, прочитав первые несколько страниц «Текста» подумала о том, что именно стремление героя к мести будет той движущей силой, что толкает историю вперед. Это было бы вполне традиционное решение. Месть – отличный конфликт для произведения, прием, который всегда работает.
Но продолжила чтение, а там все стало развиваться совсем не так, как я представила. Уже в третьей главе Илья разыскал Петю и отомстил – зарезал наточенным кухонным ножом и скинул в люк. И вот я сижу с книгой, открытой на пятьдесят пятой странице и совершенно не представляю, о чем же собирается рассказывать автор на остальных двухсотшестидесяти.
Как выяснилось, вот тут и начинается самое интересное. У героя книги случайно оказывается телефон убитого им Пети. Современный гаджет, в котором хранятся не только телефонные номера, но и фотографии, переписка, письма, диктофонные записи, словом, телефон стал резервным хранилищем души Петра Хазина, или, по крайней мере, части его жизни. Изначально Илья открывает телефон, надеясь потянуть время – пока он от лица Пети будет вести переписку, его не хватятся, не станут разыскивать. Илье надо похоронить маму, дальше этого он не заглядывает, сразу решив для себя, что ему нет смысла задерживаться в этом мире. Чуть позже он понимает, что с помощью связей Петра Хазина, который к тому времени уже успел дослужиться до майора, и который, оказывается, сам занимается продажей конфискованных наркотиков, он сможет достать денег на похороны. «Надежда идиотская, дерзкая – пухла в нем, набиралась соков. Что Илье терять? Нечего. Кому долго жить - у того ставка высокая, а Илья ставил на кон всего-то день или два. Все, что было».
Вот именно сейчас и происходит настоящая завязка конфликта. Илья Горюнов, у которого больше нет своей жизни, начинает проживать жизнь убитого им Петра Хазина. Он только думает, что действует в своих интересах, что его цель оттянуть время и найти деньги. Для того, чтобы мать, коллеги по работе, любимая девушка не сразу догадались о том, кто разговаривает с ними от лица Пети, Илья сначала вынужден рыться в его личных записях, а потом уже не может остановиться. Кстати, примерно в это время появляется объяснение названия книги. Почему «Текст»? Герой ведет переписку от лица Пети, отвечает за него именно текстом – не голосом – в мессенджерах, и никому даже в голову не приходит, что с его телефонного номера может беседовать с ними совершенно чужой человек. От этого становится действительно жутко. Начинаешь думать: тогда, когда вы переписываетесь со своими близкими и родными – точно ли они отвечают вам?
Сам телефон в повести Дмитрия Глуховского, в какой-то момент даже представляется неким живым и злобным существом, вместилищем черной души продажного полицейского. Илье мерещится даже, что тот начинает мстить ему, пропуская нужные сообщения. Автор пишет от лица героя: «Я тебе глотку продырявил, но ты тут, твоя душа сидит в этом черном зеркале, ты тут забэкапился и смеешься надо мной!» Конечно, читатели понимают, да и сам Илья тоже, что телефон остается лишь продуктом современных технологий, в нем нет никакой мистики, а Петя Хазин мертв и не придет мстить.
Однако, Илья все больше и больше погружается в жизнь убитого им человека. Разматывает к началу историю отношений Петра и его девушки Нины, проникает в сложные взаимоотношения Хазина с отцом, который оказался генералом, становится понятно, что именно он воспитал сына таким образом, что все люди для Пети не значили ровным счетом ничего. За это и поплатился – Петр сам его предал и продал. Узнает о махинациях Пети с наркотиками, о том, что Петя все больше и больше запутывается, мучается сам и мучает своих близких, которые, не смотря ни на что, продолжают его любить, хотя, по большому счету, любить Петю не за что. И это погружение в чужую жизнь читается интереснее любого детектива. И не сказать, чтобы у Петра Хазина была такая уж интересная жизнь – вполне обычная. Но может быть, всегда интересно прожить еще одну жизнь вдобавок к своей, как делает это Илья, а вместе с ним и мы – читатели.
Почему же Илья не может прервать этот замкнутый круг? Мы понимаем, что он уже не просто хочет потянуть время, не только хочет провернуть вместо Пети сделку и продать наркотики из конфискованной партии. Но вовсе не телефон магическим образом втягивает его в свои сети. Это совесть Ильи не дает ему покоя.
Я уже упомянула о том, что он учился на филолога. Этот человек живет больше сердцем, а не разумом. Как бы он ни хотел показаться расчетливым и равнодушным, как бы ни хотел радоваться смерти своего врага – это у него не получается.
Особенно острыми муки совести становятся тогда, когда Илья понимает, что Нина – девушка Петра, беременна от него и собирается сделать аборт, что тот хотел отправить ей письмо, отговаривающее ее от этого шага, но из-за смерти не успел. В этот момент Илья понимает, что на него «не одну жизнь вешали, а две. Две души. Одну виновную и еще одну левую: невиновную». И что, оказывается, он думал, что «убивает плохого человека, а убил живого человека».
В этот момент я не могу не вспомнить о Достоевском и его романе «Преступление и наказание», где Раскольников так же отправил на тот свет вместе с неприятной старухой-процентщицей еще две невинные души – ее сестру Лизавету и нерожденного ею ребенка. Так же как Достоевский сказал о своем герое когда-то, что «неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неожиданные чувства мучают его сердце…», так же можно сказать и об Илье: «Не вовремя я тебя забрал, Петя. Не вовремя выдернул тебя. Все эти провода, которые к тебе от ста людей шли, накалены от напряжения. Столько у тебя осталось дел».
Он не может воскресить Петю из мертвых, но делает все, чтобы прожить за него хотя бы немного, завершить начатые им дела. Отговаривает Нину от аборта, мирится с отцом, просит прощения у матери, примиряет своих родителей с будущей невесткой, которую они раньше не хотели признавать.
Илья понимает, что это все иллюзия, что позже все поймут, что разговоры от лица Пети с ними вел его убийца. «Как думаешь, твоя клоунада аукнется им, когда они поймут, что случилось? Как Нине будет удержать Петиного ребенка в животе, когда она на похоронах будет гадать, кто ей вместо него писал? Как отец, который гордится – видно же, что он на самом-то деле гордится! - тем, что из сына такого хищника воспитал, будет его в землю закапывать, единственного?»
Он запутывается все больше. Хотя в какой-то момент автор даже подарил герою и читателям призрачную надежду на то, что все будет хорошо: Илья надеется, что продав большую партию наркотиков, он выручит достаточную сумму денег для того, чтобы не только достойно похоронить мать, но и начать новую жизнь в другой стране. И у героя, даже все получилось бы, если бы не его совесть. Даже в тот момент, когда решается его судьба, Илья больше думает о Нине и родителях убитого им Петра Хазина, чем о себе.
А вот чем все закончилось, я вам рассказывать не буду. Надеюсь, прочитаете сами. От себя скажу, что никогда не думала, что книга так увлечет. Здесь нет детективной составляющей, но книга интригует, затягивает как хороший детектив.