Найти тему
Проба пера

Нашей юности полёт

Оглавление

Название этой книги взято из слов песни, которую советские люди пели в сталинские времена («Сталин наша слава боевая. Сталин нашей юности полет. С песнями борясь и побеждая, наш народ за Сталиным идет»). Пел и я эту песню вместе со всеми, несмотря на то, что ненависть лично к Сталину и ко всему тому, что тогда связывалось с его именем, была всепоглощающей страстью моей юности...

Александр Александрович Зиновьев родился 29 октября 1922 года — советский философ, писатель, социолог и публицист. С 15 лет занял активную гражданскую позицию, критикуя «сталинский-коммунизм», — который на его взгляд не соответствовал тем идеалам, которые Зиновиев усвоил из пропаганды и коммунистической литературы, — за что подвергся гонениям. В конце 40-го года вступил в ряды Красной армии. Участник Великой Отечественной войны.

-2

Закончил философский факультет МГУ. Доктор философских наук. Творческое наследие Зиновьева включает около 40 книг. В 1978 году был выслан из страны и лишён советского гражданства, после публикации на Западе «Зияющих высот» — принесших автору мировую известность. Но в этой заметке я хотел рассказать о другом литературном произведении Зиновьева, которое я прочёл первым, и которое оказало влияние на мое мировоззрение: «Нашей юности полет».

В книге автор, опираясь на свой жизненный опыт и опыт знакомых людей, рассуждает на тему культа личности Сталина и последовавшей после его смерти волны хрущёвского антисталинизма. Исследует природу предательства и оценивает влияние эпохи на нашу страну и её граждан. Темы, на которых так любит спекулировать сегодня «наиболее прогрессивная» прослойка нашего общества.

Но пусть лучше о книге расскажет её автор, для этого я решил привести три отрывка, которые мне особенно запомнились.

1. Я

Но вот умер Сталин. Для меня — сдох: он был мой враг. Но что случилось со мной? Я, обезумевший, метался по Москве, пил стаканами водку во всех попадающихся на пути забегаловках и не пьянел. Теперь, спустя тридцать лет, я понял, что случилось тогда: исчез мой враг, делавший мою жизнь осмысленной, окончилась моя Великая Тайна борца против сталинизма. Начиналась будничная жизнь рядового советского гражданина, в меру критичного по отношению к существующему строю, но в общем и целом принимающего его и сотрудничающего с властями в его сохранении.
После хрущевского доклада мой антисталинизм вообще утратил смысл. Все наперебой начали критиковать Сталина и его соратников. Все вдруг стали «жертвами культа«. Меня это раздражало. Однажды при обсуждении диссертации одного сотрудника нашего учреждения, обругавшего (как это стало модно) Сталина, среди прочих выступил и я и сказал, что «мертвого льва может лягнуть даже осел». Меня вызвали на Лубянку и сказали, что мое поведение не соответствует генеральной линии партии на данном этапе, что я ошибаюсь, воображая, будто «сталинские времена» кончились, и что если я не прекращу свои просталинские заявления, они (т. е. органы) будут вынуждены принять в отношении меня суровые меры...

2. Любовь

Мы говорили о будущем, но не о нашем лично, а о будущем всей страны, всего народа. Оно нам представлялось сказочно прекрасным.
Все люди будут иметь свою отдельную койку с чистыми простынями, фантазировали мы. Все будут получать трехразовое питание. Одежда будет чистая и без заплат. Каждую неделю будут показывать кинофильм... Короче говоря, мы мечтали как о сказочном богатстве о том, что потом стало будничным явлением убогой советской жизни. Поразительно, обретя некоторый минимум житейских благ, который нам казался верхом мечтаний, советские люди утратили надежды на райское будущее. Лишь много лет спустя я понял, что это есть общее правило общественной психологии: рост благополучия порождает рост недовольства своим положением и неверие в будущее общество изобилия. Именно улучшение жизни в послевоенное время убило идеологическую сказку коммунизма, а не чудовищная бедность тех лет...

3. Соучастие

Но вот прошло время, и я понял, что эта эпоха заслуживает понимания. И защиты. Не оправдания, повторяю, а защиты. Защиты от поверхностности и мелкости осуждений. В условиях, когда все спекулируют на разоблачениях эпохи и ее продукта (т. е. общества, которое сложилось в эту эпоху), самый сильный и справедливый суд есть защита. И я буду защищать тебя, породившая меня и рожденная мною эпоха!
Сталинизм вырос не из насилия надо мною, хотя я был врагом его и сопротивлялся ему, а из моей собственной души и моих собственных добровольных усилий. Я ненавидел то, что создавал. Но я жаждал создавать именно это. Вот загадка феномена сталинизма. И я сам хочу в ней разобраться. Я знаю, что мои слова иррациональны. Но ведь человеческая история вообще иррациональна. Рациональна только человеческая глупость и заблуждения. Я рассказал о своем смятенном состоянии Ему. — Это нормально, — сказал Он. — Защитники коммунизма уже не способны понять и тем более защитить сталинскую эпоху. Они боятся скомпрометировать себя такой защитой. Они признали эту эпоху черным провалом в светлой истории коммунизма. И никогда не признают ее единственным ярким пятном в серой истории коммунизма. Потому защищать эту эпоху придется нам, антисталинистам...

«Нашей юности полёт», Александр Зиновьев, 1983
«Нашей юности полёт», Александр Зиновьев, 1983