1 августа 1914 года Российская империя вступила в Первую мировую войну, что стало самым тяжёлым испытанием для страны после наполеоновского нашествия. К роковому 1917 году империя воевала уже 2,5 года. К 1917 году ура-патриотические настроения развеялись, сменившись усталостью от экономических тягот и раздражением на власть.
Как же изменилась жизнь простого подданного русского царя за два года войны?
Коллапс железных дорог
Для успешного ведения современной войны, а именно такой войной стала Первая мировая, необходим надёжно функционирующий транспорт, а с этим у России как раз были проблемы.
Начальник ВОСО (военные сообщения) генерал Тихменев:
Наша слабая железнодорожная сеть (значительно, впрочем, усиленная на театре войны заботами Ставки Верховного главнокомандующего) не могла справиться с большими дополнительными перевозками, вызванными потребностями войны, и работала с перегрузкой. По общему закону каждое механическое устройство может дать только ту работу, на которую рассчитано. Всякое насилие над ним ведет только к его изнашиванию и отказу. Этот простой закон в применении его к железным дорогам никак не усваивался ни высшими военными начальниками, ни правительственными учреждениями, ни так называвшейся “общественностью”.
Всё - фронту! Перевозки же гражданских грузов в стране сократились на треть. В крупных городах возникают перебои с подвозом продовольствия и топлива. Это запускает инфляцию, за которой не может поспеть рост зарплат. А потом змея кусает себя за хвост: перебои с поставками к 1916 году ударили уже по кругу по самим железным дорогам. Паровозный и вагонный парк уменьшается -- вся промышленность занята только производством оружия. Проблема транспорта стала самораскручивающейся спиралью экономического кризиса -- чем дальше, тем ниже.
Как будто нарочно в самом тяжёлом положении в плане снабжения оказалась столица -- Петроград. Крупнейший центр военного производства. Оторванный от основных транспортных узлов центра России, город привык до войны получать импорт через свой морской порт. Война отрезала Петроград от морской торговли. Железные дороги тут бы не справились и в мирное время...
Героическими усилиями, всего за год столицу удалось связать с открытым для морских перевозок Мурманским портом железной дорогой длинной более 1000 км. На строительство были брошены кроме 100 тысяч русских рабочих, десятки тысяч военно-пленных, гастарбайтеров из Китая и даже ... канадцы. Им пришлось прокладывать дорогу в чудовищных условиях Заполярья через болота и скалы. В конце 1916 года дорога начала возить грузы в Петроград из построенного в эти же рекордные сроки Мурманского порта. В наступающем 1917 году ситуация обещала пойти на лад...
Дефицит – безжалостный и неотвратимый
Периодически из продажи пропадет тот или иной товар. "Сапожный голод", сменяется "суконным", потом вдруг нигде не найти ламп или мыла. Но больнее всего бьёт по обывателю продовольственный "голод". На Пасху 1916 года в некоторых городах паника: нет сахара. Как готовить пасху и куличи? С начала войны в стране введён "сухой закон", и неудивительно, что сахара теперь не хватает ни на что. Власти вводят карточки на сахар и запрещают булочникам выпекать "излишества": пирожные, сладкую сдобу и прочее. Теперь только ржаной хлеб и белый (ситник).
Помогает мало. к 1917 году обыватель уже давно вынужден мириться с невиданным до толе в России явлением: очередями за хлебом. В суровую зиму нового 1917 года (а она выдалась на редкость морозной) хозяйки вынуждены часами стоять в очередях. Стоит огромная толпа в булочной и ждет ... ждет. Вдруг, наконец, несут! Выносят корзину свежеиспеченного хлеба. Да только одну. И больше трёх буханок в одни руки не продают -- иначе точно почти никому не хватит. Первые в очереди, человек 20, разбирают всю корзину. А что остальные? Остальные продолжают стоять под январской вьюгой и ждать, когда испекут новую партию. Рассказывали случай, как в Петрограде, перед самой революцией, женщина набросилась на продавца в булочной, изодрав ногтями ему всё лицо. Она отстояла несколько часов за хлебом, чтобы узнать -- как раз на ней хлеб закончился.
Инфляция
"Вздорожание цен" - то есть инфляция - бич военных лет. Цены на продовольствие растут из-за транспорта. На промышленные товары - из-за перекрытия поставок импорта и переориентации отечественной промышленности на военные рельсы. Люди из разных регионов жалуются друг другу в письмах:
Всё здесь очень дорого... за деньги не достать. Мука, керосин, сахар...
На уголь, дрова, масло и прочие необходимые товары цены выросли на сотни процентов. А те товары, на которые правительство устанавливает твёрдые цены (сахар, мука), исчезают из продажи. Производители придерживают их, ожидая "настоящих" цен.
Царское правительство и Государственная Дума ломают копья что делать с ценами на хлеб: вводить ли карточки, или, наоборот, полностью либерализовать рынок.
В итоге, к концу 1916 года правительство все-таки пошло на продразвёрстку. Правда в отличие от продразвёрстки в большевистском её варианте, царская подразумевала денежную компенсацию по установленным административным порядком твёрдым ценам.
В январе 1917 году министр земледелия Риттих сам носился по зернопроизводящим губерниям в поисках хлеба. Продразвёрстка шла туго -- крестьяне старались саботировать продажу зерна по твёрдым ценам. А оппозиция разносила действия министра в пух и прах. Однако усилия даром не прошли. К концу февраля в Петроград стали поступать вагоны с мукой достаточной для обеспечения города. Увы, результатом этой победы воспользовалось уже новое правительство -- старое смела революция.
Война далась России дорогой ценой: уровень жизни и обеспеченность товарами, наличие работы – всё это рухнуло за короткое время. В этой ситуации главным был вопрос о готовности русских дотерпеть до победы. Но как показали дальнейшие события, терпение закончилось раньше окончания войны.
Понравилась статься? Ставьте "палец вверх" - это важно. А в следующий раз мы расскажем, как правящая элита России сама ждала и готовила революцию. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить!