Законы того времени были детализированы , тщательно продуманы и напрочь лишены той лицемерной казуистики , что так неприятно поражает всякого , столкнувшегося близко с современным законодательством .
Нынешняя организованная преступность в те времена была просто невозможна : всем круторогим "быкам" после первого же суда палач поотрубал бы кисти рук ( за угрозу оружием ), да прожег бы языки ( за лжесвидетельство под присягой ) и отпустил бы каликами убогими в мир просить подаяние ...
С большой точностью Уложения классифицировали и описывали преступления ; эти снижало угрозу судебного произвола на местах . Любопытно , что Уложения очень сурово карали за преступления , связанные с обманом - неправильное оформление долговых расписок , судебных протоколов , клятвопреступления ( т. н. "ложная божьба" ) , перестановку межевых знаков и пр. Это можно объяснить тем , что люди того времени были гораздо совестливее и потому обман доверия представлялся им особенно отвратительным преступлением .
Фотография стенограммы допроса Степана Разина с собственноручными пометками Государя Алексея Михайловича . История пленения и суда над известным вожским разбойником весьма любопытна , особенно в контексте последних событий современной отечественной истории ( чего стоит одна многомесячная погоня ФСБ за безногим Басаевым ! ).
Сам Государь на допросах Разина не присутствовал , но готовил вопросы , которые надлежало тому задать , и знакомился с полученными ответами . Подобная практика не раз повторялась и в последующем : Император Петр Первый лично читал и правил многие дела Преображенского приказа и Тайной канцелярии , Императрица Екатерина Вторая читала стенограммы допросов Новикова и Радищева , Император Александр Второй - Каракозова .
Ошейник Степена Разина , в котором он был доставлен в Москву , будучи прикован к специальному возку ( подобный ошейник был надет и на родного брата Степана Разина - Фрола , который тоже был прикован к этому же возку , но если Степан везли в самом возке , то Фрол бежал за ним следом ).
Через широкое кольцо пропускалась цепь , слишком короткая для того , чтобы позволить пленнику сесть . Степана Разина везли вертикально стоящим ( дабы больше людей могло его видеть ) и лишь на остановках подставляли табурет , чтобы он мог дать отдых ногам . Прикрепленные к ошейнику "ручки" именно ручками и являются - за них конвоиры волокли пленника вздумай он сопротивляться .