Найти тему
Artfragment

Художник Ли Уфан в 6 важных фактах

Завтра в Кенсингтонских садах в Лондоне рядом с галереей Serpentine состоится открытие скульптуры «Relatum — Stage» южнокорейского художника Ли Уфана. Она простоит там до 29 июля. Скульптура создана из полированных стальных листов и камней и, как и все его предыдущие медитативные работы, призвана взаимодействовать с окружающим пространством и смотрящим на нее человеком. Мы собрали несколько интересных фактов, которые объясняют художественный метод 82-летнего художника, а также его стиль жизни, полный гармонии с собой и окружающим миром.

Скульптура Relatum — Stage © Lee Ufan
Скульптура Relatum — Stage © Lee Ufan

Прежде чем стать художником, Ли Уфан изучал философию и литературу в университете в Японии. Он также посвящал много времени занятиям каллиграфией. В 1960-е Уфан стал одним из лидеров японского движения Mona-ha, аналога итальянского Arte Povera, главный смысл которого сводился к восприятию мира, полного различных учений и концепций, в целом, а также вниманию к материалам, используемым для создания произведений искусства, их внешнему виду и взаимодействию друг с другом, нежели самой попытке художника выразиться и его художественному жесту. В работах Ли Уфана нет ничего лишнего, каждое движение кистью продумано и оправдано, а скульптуры состоят из минимального количества элементов.

Художник в своей мастерской © readcereal.com
Художник в своей мастерской © readcereal.com

Его небольшая мастерская находится в 9-м округе Парижа. При этом у законченных живописных работ виден только оборот — так художник старается избегать любой декоративности в рабочем пространстве.

From Line, 1978 © tate.org.uk
From Line, 1978 © tate.org.uk

Его картины стоит рассматривать не только издалека, но и вблизи. Техника создания каждого «пятна», которые художник считает «живым» и «вибрирующим», достаточно трудоемка и требует большой концентрации. В том числе и физической — над своими большими полотнами Ли Уфан буквально зависает сверху на два-три часа. Для создания одной живописной работы художник тратит в среднем один месяц, а всего в год создает не более 25 произведений искусства.

Dialogue, 2014 © Lisson Gallery, London
Dialogue, 2014 © Lisson Gallery, London

Большую часть скульптур Ли Уфан создает специально для конкретного места или пространства, учитывая архитектурные особенности и атмосферу. Его серия Relatum состоит из природных элементов (разнокалиберных камней), а также индустриальных — стальных листов (полированных или с коррозией), стекла, кусков резины. Но эти два типа материалов не противопоставляются, художник исследует то, как они вместе сосуществуют и дополняют друг друга. Также Ли Уфан верит, что камень обладает памятью и, если его верно установить, то может заговорить со зрителем. Подобное взаимодействие в большом масштабе можно было наблюдать, к примеру, на выставке в Версале в 2014 году, где на территории дворцового комплекса было установлено десять скульптур.

Скульптура на выставке в Версале, 2014 © Lee Ufan
Скульптура на выставке в Версале, 2014 © Lee Ufan

Скульптура на выставке в Версале, 2014 © Lee Ufan
Скульптура на выставке в Версале, 2014 © Lee Ufan

Скульптура на выставке в Версале, 2014 © Lee Ufan
Скульптура на выставке в Версале, 2014 © Lee Ufan

У художника есть музей, спроектированный архитектором Тадао Андо в виде пещеры с потайным входом. Его открыл японский миллиардер Фукутакэ Соитиро на своем «острове искусств» — Наосима. Там представлены скульптуры Уфана, а вместо полотен его минималистичная живопись покрывает стены. Несмотря на то, что художник известен своим критическим отношением к культурным институциям, где, по его мнению, произведения попадают в своего рода мавзолей и погибают, этот музей стал возможен после того, как Соитиро предложил художнику самому выбрать место и решить, как он должен выглядеть. Так что его целиком можно считать еще одной полноценной работой Уфана.

Ли Уфан, «Relatum-A Signal», 2010 (Lee Ufan Museum) © TADASU YAMAMOTO
Ли Уфан, «Relatum-A Signal», 2010 (Lee Ufan Museum) © TADASU YAMAMOTO

Аукционный рекорд художника — $2.2 млн. За столько в 2012 году была продана его картина 1977 года из серии «From Point».

From Point, 1977 © Lee Ufan
From Point, 1977 © Lee Ufan

Работы из серии «From Point» на выставке в галерее Pace © Pace Gallery
Работы из серии «From Point» на выставке в галерее Pace © Pace Gallery