Найти тему

Расплодились и размножились или дремлющая демографическая мина

Опубликовано 05.02.2018 в ПРОВЭД

Регион Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) занимает обширное географическое пространство от Марокко на Западе до Ирана на Востоке, Турции на Севере и Йемена на Юге. В 2011 года по большинству государств, входящих в БВСА, прокатилась «арабская весна», которая привела к войнам и конфликтам в таких странах, как Сирия, Ирак, Ливия и Йемен. Внутренние потрясения и вмешательство иностранных государств спровоцировали появление «неудавшихся государств» и вызвали волну миграции за пределы региона, прежде всего – в страны соседней Европы. ЕС сегодня переживает одно из самых значительных нашествий мигрантов и беженцев в своей истории.

Забудьте о «желтой угрозе», есть и посерьезнее

Разные исследователи включают неодинаковое число государств в «регион БВСА», в зависимости от преследуемых целей. Реализуемый в ЕС с 2010 г. проект региональной архитектуры БВСА (MENARA), относит к числу составляющих регион стран 22 государства, а именно: Мавританию, Марокко, Алжир, Ливию, Тунис, Египет, Оман, Йемен, Саудовскую Аравию, ОАЭ, Катар, Бахрейн, Кувейт, Ирак, Иран, Судан, Сирию, Иорданию, Ливан, оккупированные Палестинские территории, Израиль и Турцию. Стратегически важная геополитическая роль региона в мире и происходящие в нем экономические и прежде всего - демографические процессы настолько масштабны и значимы, что непосредственно влияют на современное положение и будущее соседних государств.

Общая численность населения региона БВСА с 1950-х годов до настоящего времени увеличилась в пять раз - с менее чем 110 миллионов в 1950 году до 569 миллионов в 2017 году. Несмотря на снижение показателей рождаемости, ожидается, что к 2100 году численность местного населения удвоится, достигнув свыше 1 миллиарда человек. К концу нынешнего века в регионе БВСА будет насчитываться больше людей, чем в Китае, население которого, как ожидается, сократится до немногим более 1 миллиарда. И больше, чем в Европе, чье население, как ожидается, сократится примерно на 10% к этому времени.

Источник: Департамент экономических и социальных проблем ООН, UNDESA
Источник: Департамент экономических и социальных проблем ООН, UNDESA

Самый большой вклад в региональное увеличение численности населения внесут страны, и без того переживающие сложные социально-экономические процессы. Египет, Ирак и Судан будут лидировать по показателям прироста численности населения, даже несмотря на сокращение уровня репродуктивности. Этот эффект - увеличение численности населения, несмотря на снижение уровня рождаемости, связан с наличием высокой доли женщин детородного возраста. При том, что число рождений на одну женщину в регионе в последнее время значительно уменьшилось. В Египте, например, до 2011 г. проводилась довольно успешная политика в области планирования семьи: уровень рождаемости снизился с 5-и детей на одну женщину в 1982 году до чуть более 3-х в 2002 году. Однако, общая численность населения Египта продолжает увеличиваться высокими темпами. Сегодня население страны уже превышает 97 миллионов человек. Египет продолжит оставаться самой густонаселенной страной в регионе и на перспективу: в 2050 году в Стране Пирамид будет насчитываться примерно 154 миллиона жителей. В противоположность Египту, в Турции, Иране и Марокко показатели рождаемости значительно ниже. Самые высокие уровни рождаемости в регионе - в Мавритании и Йемене. Ожидается, что к 2100 в Египте, Ираке и Судане будет проживать 49% всего населения региона - 199, 156 и 137 миллионов человек, соответственно. Сегодня на долю этих государств приходится чуть более 31%.

Региональный демографический перекос проявляется и в неравномерности расселения. Если сегодня от бассейнов рек Нил, Евфрат и Тигр зависят 48% жителей ближневосточных стран, то к 2100 году их доля составит уже 60%. Такая повышенная зависимость от основных речных артерий региона приводит к быстрому истощению водных ресурсов и является причиной возникновения «водных» конфликтов и даже войн. По предположениям некоторых исследователей, именно засуха, рост водопотребления и сокращение водостока Евфрата и Тигра из-за строительства Турцией в верховьях этих рек каскада ГЭС стали одними из причин продолжающегося сирийского конфликта. На очереди – потенциальный конфликт с участием Египта, Судана, Эфиопии и Эритреи из-за строительства Эфиопией плотины «Возрождение» на Голубом Ниле, которая угрожает водоснабжению Египта.

Наблюдаемый с 1950-х годов в регионе быстрый рост численности населения привел к появлению так называемого «молодежного пузыря». Доля молодежи в возрастной структуре несоразмерно высока и, как ожидается, останется такой в обозримом будущем. В 2015 году почти половина всего населения стран БВСА составляли люди в возрасте до 24-х лет и более 60% - в возрасте до 30-и лет. Молодежь становится заложником хронических экономических проблем в государствах региона. Возможности для получения образования, трудоустройства и участия в политической жизни у современной ближневосточной и африканской молодежи довольно ограничены. Между уровнем занятости молодых людей, конфликтами и гражданскими беспорядками в странах региона наблюдается непосредственная зависимость. Молодежная безработица, неустроенность и низкий уровень образования стали важнейшими факторами, приведшими к событиям «арабской весны». Ожидается, что высокий удельный вес молодого населения будет сохраняться в затронутых конфликтами странах, таких как Йемен, Сирия и Ирак. Напротив, в Иране, Турции, Тунисе, Ливане, Саудовской Аравии и Египте доля молодежи в демографической структуре будет сокращаться. И не в последнюю очередь - из-за более быстрого старения населения.

Неудержимый миграционный потоп

Другим важным феноменом в пространственно-демографическом устройстве БВСА является миграция. Сюда относится как внешняя миграция, так и внутренняя. Общая миграция, вызванная экономическими причинами и региональными конфликтами, возросла за последние 10 лет на 120% - до 54 миллионов человек, или 13% от общей численности населения. Для сравнения: удельный вес мигрантов в мире целом за тот же период вырос примерно на 60%. Миграционная динамика значительно разнится от страны к стране, как и сопутствующие ей последствия. В странах Персидского залива, к примеру, большинство неместного населения составляют в основном иностранные рабочие-мигранты. Наибольшее число зарубежных трудовых мигрантов в регионе - около 33% - в Саудовской Аравии.

Регион является крупнейшим «поставщиком беженцев» в мире. К концу 2015 года в БВСА насчитывалось более 6 миллионов беженцев. Из них около 4,9 миллиона составляют беженцы из одной только Сирии. В самом регионе БВСА проживает 18% всех беженцев мира, причем около 60% из них приходятся на долю 2-х не далеко не самых богатых стран - Ливана и Иордании. Помимо беженцев в регионе насчитывается примерно 16,4 миллионов внутренне перемещенных лиц (ВПЛ). Более половины лиц этой категории, вынужденных покинуть свои дома из-за конфликтов и насилия, происходят из Йемена, Сирии и Ирака.

По умолчанию естественным основным направлением региональной миграции является Европа. Сегодня она переживает нашествие самой большой волны миграции после Второй мировой войны. Хотя большинство мигрантов прибывают в Старый Свет из региона БВСА, к ним присоединяются жители Сахеля и некоторых азиатских стран. Пограничное агентство ЕС – Frontex, ежегодно фиксирует рост числа людей, нелегально прибывающих в страны ЕС через Средиземное море. В мае 2017 года в докладе германского правительства сообщалось, что вокруг Средиземного моря сосредоточены около 6,6 миллионов человек, готовых переселиться в Европу из Африки. Эти цифры могут быть еще выше: по другим оценкам, число мигрантов, готовых прорваться в Европу, достигает 8-10 миллионов. Как правило, всплеск нелегальных прибытий морем происходит летом. Сегодня, когда миграционный канал через западные Балканы перекрыт, основным пунктом транзита стала Ливия. Только в этой североафриканской стране, по некоторым сообщениям, сконцентрированы 2,5 миллиона мигрантов, ожидающих своей очереди на отправляющиеся к берегам Италии и Греции лодки. Более 3 миллионов человек находятся в Турции, не имея возможности проскользнуть в Европу, благодаря действующему соглашению между ЕС и турецким правительством от марта 2016 года.

Все это – совсем не те лица, в которых нуждается стареющая и обезлюживающая Европа. Экономикам стран европейского континента нужна квалифицированная и образованная рабочая сила, которая позволит им сохранить свои конкурентные преимущества в XXI веке. Вместо нее на европейский континент прибывают люди, в большинстве своем мало или совсем не образованные, не обладающие нужными трудовыми навыками и зачастую не желающие адаптироваться и усваивать ценности, на которых зиждется европейская цивилизация. Проблема, решение которой сегодня никто предложить не может.

Наука
7 млн интересуются