Карамзин так писал о казаках: «Казаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно по истории около 1517 г.; но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже иева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков. Торки и Берендеи назывались Черкасами: Казаки - также... некоторые из них, не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими. Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Казаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкассы назван их именем» [8, с. 187-195]. Таким образом, авторитетный исследователь признает малороссийских казаков основой казачества, и из его представлений следует, что субкультура казачества имеет два корня, причем славянский - более поздний, который наложился на другое основание.
Н. И. Ульянов, исследовавший историю казачества, приводит подробные выдержки из летописей XVI- XVIII вв. с описанием конфликтов между казаками и пришлыми крестьянами, которых казаки отказывались признавать равными себе, в том числе и в культуре (традициях и быте). Отсюда следует, что беглые крестьяне лишь пополняли социальную среду, но не были корнем возникновения казачьих войск. Сами казаки всегда считали себя отдельным народом и не признавали себя «беглыми мужиками», ни русскими, ни украинцами.
Французский этнограф Арнольд ван Геннеп в книге 'Traite des nationalites" (1923) также высказывал мысль, что казаков следует считать отдельной от украинцев нацией, поскольку казаки, вероятно, вообще не славяне, а византинизованные и христианизованные турки [3, с. 147]. Однако в этом случае следовало бы разобраться в том, кто такие турки, и как они образовались после гибели Византии из славян, греков, арабов и пришлых племен Османа.
Если признать точку зрения, что казаки изначально были выходцами из славян, как это делает украинский политик и историк В. М. Литвин в своем трехтомнике «История Украины», то тогда в основании субкультуры казаков, во всяком случае казаков Малороссии, лежит славянское основание. По его исследованиям, источники говорят о существовании казаков в Крыму еще в конце XIII в. В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот - «разбойник». Также - «изгнанник», «авантюрист», «бродяга». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками [9, с. 35].
Первые воспоминания о таких казаках датируются 1489 годом. Во время похода польского короля Яна-Альбрехта на татар дорогу его войску на Подолье указывали казаки-христиане. В том же году отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра и, разогнав татарскую стражу ограбили купцов. Впоследствии жалобы хана на казацкие нападения становятся регулярными. По мнению Литвина, учитывая, как привычно это обозначение употребляется в документах того времени, можно считать, что казаки-русичи были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия. Учитывая, что свидетельство феномена малороссийского казачества локализовалось на территории так называемого «Дикого Поля», то возможно, что своих соседей из тюркоязычной (преимущественно татарской) среды малороссийские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики. В этом случае, по Литвину, восточный элемент наложился на славянское культурное основание [10, с. 172]. Таким образом, в основе субкультуры казачества лежит две культуры в различных их сочетаниях, которые зависели, видимо, от исторических условий развития того региона, в котором происходил генезис казачества.
Список источников и литературы
1. Татищев В. Н. История Российская. - М.-Л., 1963.-Т. II. -240 с.
2. Волков В. А. Войны и войска Московско¬го государства. - М.: ЭКСМО, Алгоритм, 2004. - 513 с.
3. Великая Н. Н. Казаки Восточного Предкавказья в XVIII-XIX вв. - Ростов-на- Дону, 2001.-278 с.
4. Сухорукое В. Д. Историческое описание Земли Войска Донского. - Ростов-на- Дону, 2001. - 345 с.
5. Долгополое С. А. Донское казачество. - М., 1998.-320 с.
6. Гумилев Л. Древняя Русь и Великая Степь. М.: Кристалл, 1989. - 560 с.
7. Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Новая хронология Руси. - Астрель, 2007. - Т. 2. 960 с.
8. Карамзин Н. М. История государства Российского. - М., 1997. - Т. V. - 425 с.
9. Кащенко А. Ф. Рассказ о славном Вой¬ске Запорожском низовом. - М., 2006. -205 с.
10. Литвин В. История Украины. - К., 2006. 756 с.
11. Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом: Материалы, извлеченные из Московского главного архива Министерства иностранных дел. - М., 1889. - 226 с.
Автор: В. В. Дзюбан
ЖУРНАЛ:
Преподаватель | 2 / 2012. С. 253-257.
ГРУППА "ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА" В ВКОНТАКТЕ
#казаки #казачество #историяказачества #донскиеказаки #кубанскиеказаки#терскиеказаки #семиреченскиеказаки #запорожскиеказаки #яицкиеказаки#волжскиеказаки #иркутскиеказаки #алтайскиеказаки #сибирскиеказаки#оренбургскиеказаки #хоперскиеказаки #вятскиеказаки #хлыновскиеказаки#астраханскиеказаки #мещерскиеказаки #северскиеказаки #забайкальскиеказаки#уральскиеказаки #амурскиеказаки