Основатель бренда Hugo Boss был предпринимателем, на чью долю выпало немало испытаний. Ради семейного бизнеса он был готов даже на сделку с дьяволом. Однако не все так однозначно в этой истории, как может показаться спустя десятилетия.
Миф №1: Хьюго Босс примкнул к нацистам по убеждению
Это достоверно неизвестно, поскольку нет свидетельств, указывающих на его политические взгляды. В то же время последовательность действий швабского текстильщика подтверждает его исключительную прагматичность.
Как многие из ныне процветающих синдикатов с мировым именем, корпорация Hugo Boss началась с небольшого семейного предприятия. В 1908 году в наследство от родителей Хьюго достался магазин дамского белья в Метцингене, что под Штутгартом. К тому моменту молодой человек получил экономическое образование в реальном училище и опыт работы на ткацких фабриках.
С началом Первой мировой 29-летний Босс ушел на фронт и благополучно вернулся с ее окончанием. Германия в это время погружалась в пучину экономической и политической нестабильности.
Впрочем, у бывшего ефрейтора Босса, судя по всему, дела поначалу шли в гору: в 1923 году, когда послевоенный кризис в стране достиг пика, он открыл швейную мастерскую. И не прогадал. Вокруг были сотни желавших вкалывать за гроши. Плюс тотальная бедность немцев порождала спрос на простые и функциональные вещи, выпуск которых наладил Босс.
Среди первых клиентов фабриканта из Метцингена был некто Рудольф Борн – дистрибьютор заказал коричневые рубашки для партии Гитлера. Помимо нацистов, продукцию Босса покупали охотно полиция, почта и другие организации Веймарской республики.
Затем случилась Великая депрессия, и в 1930 году Хьюго объявил себя банкротом. Но он так легко не сдался и создал новую компанию. А чтобы ее не постигла участь прежней, упрямый шваб решил сразу позаботиться о заказах и вступил в НДАСП.
На фоне недовольства правительством ряды национал-социалистов росли с каждым днем, и любой дальновидный человек понимал: очень скоро нацистская партия станет ведущей политической силой в стране.
Предпринимательское чутье снова не подвело. После прихода Гитлера к власти прагматичный Босс наравне с остальными примкнувшими к нацистам мануфактурщиками шил униформу для подразделений СС, гитлерюгенда и штурмовиков НДАСП, а впоследствии и для вермахта. Деньги потекли рекой.
«Конечно же, мой отец состоял в нацистской партии. Но кто тогда в ней не был? Вся промышленность работала на Гитлера», - так Зигфрид Босс, сын Хьюго, прокомментировал разразившийся в 1997 году скандал вокруг связей его отца с Третьим рейхом.
Миф №2: Хьюго Босс придумал черную форму СС
На самом деле фабрика в Метцингене занималась исключительно ее пошивом. Автором же стал художник и офицер СС Карл Дибич, вдохновленный формой прусских кавалеристов. Помог ему графический дизайнер и сослуживец Вальтер Хек. Последний, например, придумал печально известную эмблему СС из двух рун. Кстати, со временем черный цвет эсэсовской формы заменили более практичным серым – не так жарко летом.
МИФ №3: Хьюго Босс построил свою империю за счет рабского труда тысяч каторжников
Это правда лишь отчасти. Швабское предприятие по меркам того времени считалось средним по величине и не нуждалось в таком количестве рабочих рук. При этом на нем, действительно, трудились 140 угнанных поляков, преимущественно женщин, и 40 военнопленных французов. Иначе было не справиться с наплывом военных заказов. Для подневольных рабочих построили лагерь рядом с фабрикой. Сохранились свидетельства о том, что им приходилось шить и жить в тяжелых условиях, часто голодать и во время налетов авиации союзников рисковать жизнью, оставшись в цеху.
После войны Хьюго признали сторонником нацистов, оштрафовали на 100 тысяч дойч-марок и лишили права вести бизнес. Затем приговор смягчили – из «пособников» перевели в категорию «сочувствовавших». В 1948 году Хьюго Фердинанд Босс умер. В конечном счете, он не был злодеем, но и не сделал ничего, чтобы помешать творившемуся злу или хотя бы остаться в стороне от него.
Сама же компания Hugo Boss, возглавляемая зятем Хьюго, вернулась к производству промышленной спецодежды, пока в 1953 году не переключилась на пошив мужских костюмов и не стала в этом одной из лучших.
***