49,5K подписчиков

"Дело не в возрасте машины, а в тех, кто ее обслуживает". Самостоятельное восстановление BMW E31

387 прочитали

  Моя история затронет ряд ситуаций, которые знакомы большинству автомобилистов. Особенно красочно они проявляются, если взяться за необычный проект.

Моя история затронет ряд ситуаций, которые знакомы большинству автомобилистов. Особенно красочно они проявляются, если взяться за необычный проект. В данном случае объектом моих усилий стал классический автомобиль эпохи 1990-х BMW 8-й серии в кузове Е31.

Наряду с видеофильмами, жвачками "Турбо" и играми на "приставке", конечно же, на любого мальчишку того времени производили неизгладимое впечатления такие машины, как BMW E31, E32, E34; Mercedes-Benz в 124-м, 129-м и 140-м кузовах и т.д.

Казалось бы, дела давно минувших дней, однако, если повезет, и в наши дни можно окунуться в то время и получить удовольствие от вида этих машин. Зато без всякого везения и абсолютно гарантированно можно попасть в последнее десятилетие XX века, побывав на большинстве современных СТО. Порой кажется, что подходы в этом бизнесе практически не меняются. Отстаивать свои интересы в правовом поле с дорогостоящими экспертизами и прочими издержками возьмутся единицы. Таким образом, с учетом сегодняшних реалий в любом проекте, где нужен минимальный нестандартный подход, порой приходится рассчитывать только на себя.

"Получилось или нет, извиняйте!"

Конечно, большинство будет настаивать, что ремонтом автомобиля должны заниматься профессионалы. Но есть ли на самом деле эти профессионалы? Где они и что скрывается за красивой вывеской?

Остановлюсь только на одном из множества подобных примеров. Столкнувшись с банальной проблемой замены "плавающего" сайлент-блока в заднем рычаге автомобиля BMW, мы представляем лощеного механика со специальным оборудованием и т.д. А кто нас встречает на самом деле? В лучшем случае угрюмый мужик, по виду которого кажется, что он просто делает одолжение, слушая проблему, или мастер-приемщик лет 20-25 с умным видом инженера. А потом вам еще скажут, что в ремонтную зону заходить нельзя и видео тоже нет. Предложат журнальчик 2010 года, читайте.

Свидетелем типичной работы по ремонту подвески на СТО оказался я сам. Сайлент-блок меняли путем ударов по нему кувалдой через металлическую трубу. Его, конечно, поменяют, но что будет с шарнирами на другом конце Н-образного рычага? Возможно, они в ближайшее время выйдут из строя. После этого владелец машины, уверенный в том, что "перебрал" подвеску, неожиданно обнаруживает, что через пару сотен километров у него опять что-то застучало. Конечно же, он ничего не знает о том, как ремонтировали его машину, так как читал журнал.

И кого винит владелец автомобиля? Обычно кого угодно, в том числе производителей машины и запчастей. А на самом-то деле ни машина, ни ее производитель тут ни при чем. Не столь важно, старый это автомобиль или трехлетний, отношение всегда одинаковое. Вот так и затягивает водоворот поездок на СТО: одно делается, другое калечится.

Поэтому 10-летняя машина, попадая к нам, начинает сыпаться, а в Германии может ездить дальше. Уверен, дело совсем не в возрасте машины, а в тех, кто ее обслуживает.

Тому подтверждение - приобретенный мной в 2014 году BMW Е31 1990 года выпуска. В Европе машина находилась до 2007-го года. Проведя нехитрые вычисления, получаем, что с момента ее производства до попадания к нам прошло целых 17 лет.

  Моя история затронет ряд ситуаций, которые знакомы большинству автомобилистов. Особенно красочно они проявляются, если взяться за необычный проект.-2
  Моя история затронет ряд ситуаций, которые знакомы большинству автомобилистов. Особенно красочно они проявляются, если взяться за необычный проект.-3

К моменту покупки машина перешла 10-летний порог дважды. При этом она сохранила исправный мотор V12, не расходующий масло, 4-ступенчатая АКПП и по сей день безотказно работает, в очень достойном состоянии находился кузов.

Как же так? А все просто: знакомясь все ближе с машиной, я понимал, что к основным агрегатам не успели приложить руки "горе-специалисты" с тяжелым инструментом. Первым признаком этого является то, что все крепежные элементы в машине целые и на своих местах, нет скруток проводки. В подвеске пыльники на полуосях закреплены "родными" металлическими хомутами, а не пластиковыми стяжками для электропроводки.

Не хотел бы сгущать тучи, уверен, что есть истинные профессионалы, которые любят свое дело. Но на большинстве СТО их практически не встретишь, так как автосервисы - это просто инструмент заработка денег за компьютерную диагностику, элементарные процедуры по замене масла, колодок рычагов. Здесь никому не интересно углубляться в проблему и проявлять творческий подход. Чуть что, вырезаем катализатор и проводим подобные операции по "улучшению здоровья вашего автомобиля", а там получилось или нет, извиняйте! А за работу заплатите.

"Думаете, на сервисе рекомендовали бы заказать "оригинал"?"

Перейдем все-таки ближе к рубрике "Сделай сам". Многие запчасти от Е31 уже сняты с производства, что в случае их поломки при небрежной разборке или в других обстоятельствах чревато реальными неприятностями и финансовыми затратами.

Большинство объемных бензиновых моторов имеет очень высокую теплоотдачу. Чтобы "сбавить градус", необходима полностью исправная система охлаждения двигателя. В моем случае мне не нравилась работа вискомуфты крыльчатки радиатора. Режим работы у вискомуфты при холодном и прогретом двигателе должен быть разный. Когда двигатель нагрет, крыльчатка вращается с большой скоростью, а при запуске холодного мотора вискомуфта должна буксовать, давая двигателю набрать рабочую температуру. В моем случае она была изношена, эффективность системы охлаждения снижалась.

Работа по замене весьма проста: берется большой гаечный ключ, надевается на шестигранник вискомуфты - и после легкого удара по ключу в сторону откручивания муфта должна пойти по резьбе. Важный момент - резьба на вискомуфте обратная. Но в моем случае не помог даже специальный ключ для фиксации штока помпы, на который накручивается вискомуфта. Грешил я на то, что, возможно, кто-то пережал ее или, что более страшно, "посадил" на жидкий фиксатор резьбовых соединений. На помощь пришли единомышленники. Мне помогли изготовить приспособление с рычагом в полметра, при этом на ключ пришлось добавить еще и трубу. Но когда эта вся конструкция затрещала от приложенных усилий, вискомуфта открутилась.

  Моя история затронет ряд ситуаций, которые знакомы большинству автомобилистов. Особенно красочно они проявляются, если взяться за необычный проект.-4

После откручивания никакого криминала не обнаружил. Резьба хорошая, следов жидкого фиксатора резьбы нет. Порадовало и то, что была оригинальная запчасть, по дате выпуска совпадающая с датой производства автомобиля. Отсюда вывод - диффузия металла за долгие годы, только и всего. Но удивляет другое: детали без малого 30 лет, а она до сих пор худо-бедно исполняла свою роль. Конечно же, заменил я ее на такую же запчасть оригинального производителя. Да, чуть переплатил, но минуло четыре года, а она все работает.

Следующим этапом было устранение течи антифриза через патрубок к радиатору печки. 

Начну с примера. Мой хороший друг, также владелец BMW, по схожей проблематике обратился к "знакомым на СТО". Ему требовалось заменить радиатор печки. Да, результат был, радиатор поменяли, но что же дальше? Спустя непродолжительное время проблема повторилась, стекла стали покрываться жирной пленкой - явным признаком протечки охлаждающей жидкости, появились скрипы в панели и т.д. и т.п.

Конечно, снятие панели - работа сложная и деликатная. Но если не умеете, так и скажите клиенту. Но нет, за работу берутся, потому что даже если "дров наломать", то клиент все равно ничего не докажет. Итогом было то, что пришлось все переделывать. По факту мы обнаружили обломаннные крепежи, в том числе крышки подушки безопасности пассажира, которая фактически держалась на силе земного притяжения. Уплотнители под магистрали обдува печки были "закусаны", а также много чего другого. Кого ругать? Автопроизводителя? Старую машину? Доказывать спустя месяц-два руководству СТО, что его слесарь что-то сломал? Да вас могут даже не вспомнить. Как правило, в таких случаях мастер СТО, сделав умный вид, порекомендует: "Поездите еще, прокладки улягутся, все будет хорошо". Многие в это верят и уезжают ждать чуда.

Мне же, чтобы добраться до патрубка радиатора печки, пришлось снять центральный тоннель, крепежи которого уходят под задние сиденья, - такова конструкция BMW Е31. Соответственно были демонтированы сиденья, разобрана нижняя часть передней панели со снятием перчаточного ящика.

  Моя история затронет ряд ситуаций, которые знакомы большинству автомобилистов. Особенно красочно они проявляются, если взяться за необычный проект.-5
  Моя история затронет ряд ситуаций, которые знакомы большинству автомобилистов. Особенно красочно они проявляются, если взяться за необычный проект.-6
  Моя история затронет ряд ситуаций, которые знакомы большинству автомобилистов. Особенно красочно они проявляются, если взяться за необычный проект.-7

На все было потрачено два выходных дня, но сожаления об этом нет. В результате салон мне удалось разобрать аккуратно, ни одной крепежной клипсы я не сломал. Дефектная трубка была заменена, установлены новые оригинальные прокладки.

Теперь непосредственно о замене прокладок. Думаете, на сервисе рекомендовали бы заказать "оригинал"? Нет, был бы взят универсальный набор прокладок с круглым сечением. Подобраны по размеру подходящие уплотнители и установлены в ваш автомобиль. Вдобавок могли бы еще получить абы как собранный салон, как в случае с моим другом. Где-то спустя полгода, а может быть, и раньше эти прокладки усохлись бы, снова появилась течь. Закономерный итог - новый ремонт.

Итогом собственных усилий стало то, что проблема полностью ушла и не беспокоит уже три года. Салон собрал максимально аккуратно, закрепив все как положено. Проводку пропустил через все зажимы, как это должно быть, а не просто бросил в центральный тоннель. Кстати, в моем случае не все провода были закреплены, потому что предыдущий владелец установил "музыку" у наших "специалистов", работу которых выдавали перекосы в стыках водительской панели и обшивки центрального тоннеля, который они снимали.

  Моя история затронет ряд ситуаций, которые знакомы большинству автомобилистов. Особенно красочно они проявляются, если взяться за необычный проект.-8

Кто-то скажет "мелочь" или вообще не заметит. Но я уделил этому большое внимание, выставил ровно все зазоры между пластиковыми элементами, чтобы избежать поскрипывания. Там, где были следы повреждений, восстановил крепежные элементы. В итоге один раз заплатил за запчасти, один раз сделал - и забыл. В салоне теперь тишина и ощущение добротного автомобиля, каким он сошел с конвейера.

Возвращаем управляемость

Следующим этапом были работы по подвеске. Много или мало пришлось сделать, вопрос для машины 1990 года выпуска относительный. Но все, что требовалось, было заменено. Это два нижних рычага передней подвески, два рычага "бумеранга" в задней подвеске, стойки стабилизаторов, опорные подшипники. Также были восстановлены передние амортизаторы с функцией ЕДЦ (регулировка жесткости). Все детали - опять же от оригинального производителя. Работа по замене самостоятельная.

  Моя история затронет ряд ситуаций, которые знакомы большинству автомобилистов. Особенно красочно они проявляются, если взяться за необычный проект.-9
  Моя история затронет ряд ситуаций, которые знакомы большинству автомобилистов. Особенно красочно они проявляются, если взяться за необычный проект.-10
  Моя история затронет ряд ситуаций, которые знакомы большинству автомобилистов. Особенно красочно они проявляются, если взяться за необычный проект.-11

Перехожу к работе над амортизаторами передней подвески. Сразу остановлюсь на том, что пока размышлял о возможной покупке новых, они стали недоступны для заказа - производство их было закончено. Такова специфика "классики" - можно просто не успеть что-то купить. Выход оставался только один - ремонт своих старых деталей. Мною было изучено множество вариантов. Везде, мягко говоря, предлагался безграмотный подход. В лучшем случае это получились бы обычные амортизаторы, ни о какой функции регулировки жесткости не было бы и речи.

В результате в России я нашел компанию, которая сотрудничает с польским предприятием, специализирующимся на ремонте таких агрегатов. Посмотрев пару видеороликов о их работе, принял решение: если делать, то только там. Да, недешево, но в результате я получил новую вещь.

Амортизаторы были полностью разобраны, корпуса "отпескоструены" и окрашены. Выточен новый шток, заменены все резиновые элементы. В амортизаторы залито масло, которое необходимо по технологии. Было перебрано сложное устройство перепускных клапанов системы регулировки жесткости подвески. Моему удовлетворению результатом не было предела, ни капли не пожалел о потраченных деньгах. Казалось бы, я просил восстановить амортизаторы и все, ни о чем другом не договаривался. Однако, помимо прочего, я получил новые защитные кольца подшипников ступицы на ось. Были установлены новые пыльники, отбойники и крепежные болты на шток амортизатора, но самое приятное, пусть и мелочь - на стойках красовались заводские наклейки с номером детали.

  Моя история затронет ряд ситуаций, которые знакомы большинству автомобилистов. Особенно красочно они проявляются, если взяться за необычный проект.-12
  Моя история затронет ряд ситуаций, которые знакомы большинству автомобилистов. Особенно красочно они проявляются, если взяться за необычный проект.-13
  Моя история затронет ряд ситуаций, которые знакомы большинству автомобилистов. Особенно красочно они проявляются, если взяться за необычный проект.-14

Добавить тут что-то сложно. После их установки автомобиль приобрел ту легендарную управляемость BMW, сочетающую в себе четкость и плавность хода. Работа системы изменения жесткости амортизаторов вызывала только восторг технологиями тех лет, которые и в наше время встретишь не на каждом современном автомобиле.

Минуло почти три года, но никаких проблем подвеска не преподносит.

Без кустарщины

Хотелось коснуться работ с электрикой, "сердцем" которой является генератор. Конечно, некоторые вещи годы не щадят. Особенно те, которые находятся в агрессивной среде, где постоянно случаются перепады температуры, - это подкапотное пространство, в котором размещено много навесного оборудования. Проблема заключалось в том, что генератор не давал напряжения, необходимого для зарядки аккумуляторных батарей, а их в машине целых две. Предварительно были приобретены новые оригинальные аккумуляторы BMW, чтобы исключить и их неисправность.

  Моя история затронет ряд ситуаций, которые знакомы большинству автомобилистов. Особенно красочно они проявляются, если взяться за необычный проект.-15

Первые подозрения пали на регулятор напряжения в сборе со щетками. Чтобы заменить регулятор, необходимо было демонтировать генератор.

Что же, надо - значит надо. Но был нюанс: плюсовой провод на клемму генератора прикипел, так как со временем контакт окислялся и происходил нагрев. В результате при откручивании гайки клемма сломалась. К тому же сам плюсовой провод был сильно изношен, изоляция от перепада температур осыпалась, возможность его установки повторно была полностью исключена.

  Моя история затронет ряд ситуаций, которые знакомы большинству автомобилистов. Особенно красочно они проявляются, если взяться за необычный проект.-16

Как оказалось, клемма генератора интегрирована в диодный мост. Первая мысль - без его замены не обойтись, что мне твердили и во всех мастерских. Менять так менять, но выяснилось, что такие диодные мосты уже не производят. Какую-либо "кустарщину" я не приемлю. Пришлось снова искать выход самостоятельно. Нашел решение, изучив опыт работ с таким же агрегатом в интернете. Как оказалось, клемма исполнена в виде болта, который вставляется в диодный мост, а сверху зажимается гайкой - простейшая конструкция. Весьма сомневаюсь, что об этом не знали электрики СТО, однако мои доводы они не слышали. Конечно же, проще и выгоднее было продать диодный мост.

Многие могут возразить против такого варианта, но необходимо учитывать, что все нынешние комплектующие для электроники сделаны в Китае, их надежность рассчитана никак не на 30 лет, а мой "родной" диодный мост исправно работает с 1990 года. В любом случае альтернативы у меня не было, деталь уже не производилась. Но мир не без добрых людей - нашлась мастерская, где работали не "звездные" сотрудники, и с которыми был найден общий язык. Ребята сняли с имеющегося у них неисправного диодного моста клемму и просто перекрутили ее на мой. Никакой пайки там не требовалось, просто поменяли их местами. Заплатил только за разборку генератора и проверку на стенде. Сразу же поменял и регулятор напряжения. В итоге по сей день никаких проблем.

  Моя история затронет ряд ситуаций, которые знакомы большинству автомобилистов. Особенно красочно они проявляются, если взяться за необычный проект.-17

Что касается плюсового провода, к сожалению, поставка этой детали тоже закончена, заказать новую нельзя. Провод довольно специфический, с большим сечением. Что-то "мудрить" из подручных материалов никак не хотелось. Опять за ответом пошел в интернет - снова улыбнулась удача. Есть в Минске предприятие по изготовлению электропроводки для автомобилей. Думал, что не станут помогать, но "частник есть частник", без лишних формальностей изготовили мне новый провод по образцу. Так у меня в руках появилась, без преувеличения, заводская деталь, ничем не отличающаяся от исходника.

  Моя история затронет ряд ситуаций, которые знакомы большинству автомобилистов. Особенно красочно они проявляются, если взяться за необычный проект.-18
  Моя история затронет ряд ситуаций, которые знакомы большинству автомобилистов. Особенно красочно они проявляются, если взяться за необычный проект.-19

Таким образом была устранена и эта проблема.

Долой чужеродное!

Конечно, были и другие интересные работы с автомобилем, но связаны они были больше не с технической частью, так как этого просто не требовалось, а касались внешнего вида. Наиболее заметным результатом стала установка заводского аэродинамического комплекта "М-техник". Сложностей тут не возникло, просто покраска и установка.

  Моя история затронет ряд ситуаций, которые знакомы большинству автомобилистов. Особенно красочно они проявляются, если взяться за необычный проект.-20
  Моя история затронет ряд ситуаций, которые знакомы большинству автомобилистов. Особенно красочно они проявляются, если взяться за необычный проект.-21
  Моя история затронет ряд ситуаций, которые знакомы большинству автомобилистов. Особенно красочно они проявляются, если взяться за необычный проект.-22

Из менее сложных работ выделю замену фар головного света и задних фонарей, что было обусловлено наличием следов эксплуатации и трещин на стеклах фар. Но самое главное - это желание удалить "чужеродный организм" - китайский ксенон. Для мня он выглядел кощунством. После вскрытия фар я обнаружил откровенное варварство - в корпусах были просверлены дыры для проводки, блоки ксенона были "впихнуты" внутрь фары. В результате они препятствовали работе корректора фар. Провода лежали беспорядочно. Немудрено, что фары не светили как надо, а из-за дыр в корпусе внутри образовывался конденсат. Были и следы какого-то герметика. Все это еще раз возвращает к качеству работы наших СТО. Да что там качество - такой "тюнинг" просто небезопасен. Но, к сожалению, это реалии.

Спустя некоторое время я нашел отличные б/у фары из Европы, в которые не лазали "специалисты", и поставил их на машину. И получил отличный мощный свет с рабочим автокорректором. Более того, конструкция фар такова, что в них фактически два ближних света. Вот такая особенность.

  Моя история затронет ряд ситуаций, которые знакомы большинству автомобилистов. Особенно красочно они проявляются, если взяться за необычный проект.-23

Что касается интерьера, то особую проблему для возрастных автомобилей представляет потолок. Сейчас уже есть специалисты, которые могут нормально его перетянуть. Но опять же вопрос - в умении разобрать салон. Поэтому снова решил попробовать свои силы. Скажу сразу: до меня потолок уже перетягивали и явно делали где-то у нас. Он был затянут в некую грубоватую синтетическую ткань черного цвета с очень неприятным запахом. В районе изгибов потолка под солнцезащитными козырьками ткань уже отслаивалась, а обшивки задних стоек держались на саморезах. Конечно же, с этим мириться было нельзя.

  Моя история затронет ряд ситуаций, которые знакомы большинству автомобилистов. Особенно красочно они проявляются, если взяться за необычный проект.-24

Разборка показала, что крепления обшивок обломаны, все держалось на честном слове, что было предсказуемо. Новым все это тоже уже не купить, но кто ищет, тот находит. Так были приобретены б/у обшивки стоек с целыми крепежами, но под перетяжку. Для ремонта приобретена светлая ткань, максимально схожая по структуре и цвету с оригинальной, куплен термостойкий клей - и началась работа. Не скажу, что с первого раза, но эту процедуру осилил, все получилось. Например, стойки в автомобилях BMW обтянуты тканью без поролона, но отдельно ткани без подложки нет. В результате на стыках обшивки стоек и потолка это все выглядит неэстетично. Подгибы ткани толстые, что просто некрасиво. В моем случае поролон я отделил от ткани и сделал так, как оно должно быть. Теперь внутри салона гармония цвета и никаких саморезов.

Неделимое удовольствие

Если не останавливаться на подробностях, то, помимо всего прочего, был восстановлен бортовой компьютер, на котором частично не отображались пиксели, самостоятельно заменены сальники АКПП, восстановлена выхлопная система.

Конечно же, в случае с Е31 это своеобразное хобби. Зачем с кем-то делиться удовольствием от полученного результата? Но для повседневных автомобилей тоже должен быть сервис достойного уровня, который в первую очередь уважает владельцев авто, платящих деньги, и может квалифицированно обслужить машину.

Изменить такое положение дел сложно, но нужно добиваться к себе соответствующего отношения, по возможности контролировать работы или как минимум не идти на поводу у якобы профессионалов, которые зачастую просто дурачат людей. Тогда, возможно, ситуация будет меняться, некачественный сервис вымрет естественным путем. И уже не будет того классического спора, "что лучше - дешевый "бюджетник" и старый "премиум", потому оба варианта будут иметь право на жизнь. Но это уже совсем другая история…

ABW.BY

Материал опубликован в рамках Конкурса читательских материалов, рубрика - "Сделай сам". Главный приз за лучший материал - 650 рублей. Победители всех рубрик получат по 150 рублей. Кроме того, авторы абсолютно всех опубликованных материалов получат на свой аккаунт на ABW.BY по 200 интернет-единиц.

Ознакомиться со всеми подробностями участия и полным списком призов можно по ссылке. Работы принимаются до 25 января включительно.

Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber