Считается, что художника обидеть легко, и историй таких много, а вот как художники иногда «прикладывали» своих заказчиков или покупателей мы почти не знаем. Но таланту многое прощается, это понимали даже императоры, которых, оказывается, не раз ставили на место знаменитые живописцы.
Карл Брюллов и Николай I
Талант Карла Брюллова гремел в XIX веке на весь свет, и император Николай I, любивший классические, роскошные портреты, задумался, не пригласить ли мастера в придворные художники. Но живописец придерживался иной концепции в искусстве. Он видел портрет по-другому и писать так, как указывает царь, считал неинтересным.
Брюллов, в силу разных причин, недолюбливал Николая. Известна их случайная встреча в Петергофе. Именно тогда самодержец без долгих предисловий предложил ему взяться за портрет. «К сожалению, Ваше императорское величество, я не взял с собой кисти, краски и палитру», - выпалил Брюллов и ретировался. Но Николай Павлович не сдался и, в конце концов, договоренность о написании картины была достигнута. Царь назначил время и должен был подъехать в Академию, где располагалась мастерская Брюллова, на первый сеанс позирования.
И тут случилось непредвиденное. Самодержец славился своей пунктуальностью, но в мастерскую опоздал на двадцать минут. Этого времени хватило, чтобы Брюллов сбежал из здания.
«Где же Карл Павлович?», - поинтересовался государь у встречавшего его ученика Брюллова Фаддея Горецкого. Тот, заикаясь, выдавил, что живописец счел сеанс отмененным и уехал. «Какой нетерпеливый мужчина…», - только и выдохнул царь, поворачиваясь к двери.
Хоть император и осерчал, но наказывать художника не стал.
Василий Верещагин и Александр II
О сложных отношениях Василия Верещагина с государем знали многие современники. В 1870-е годы Василий Васильевич создал серию картин на тему Востока и провел персональную выставку в Лондоне, которая затем переехала в Петербург. Неожиданно серия подверглась резкой критике среди патриотически настроенных дворян. Особенное негодование картины вызвали у Александра II. Серия была посвящена военным событиям, присоединению к России среднеазиатских ханств. Государь счел, что на своих полотнах Верещагин выразил сочувствие врагу.
При этом Академия художеств все равно присвоила Верещагину звание профессора, но художник от него отказался.
Хотя Александр II и раскритиковал картины, он оценил высокое мастерство живописца и пожелал купить их.
Когда Василий Верещагин получил предложение царя купить серию и выплачивать художнику пожизненный пенсион в шесть тысяч рублей, он пришел в ярость и категорически отверг предложение. Вместо Александра II картины получил Павел Третьяков.
Валентин Серов и Николай II
Валентин Серов был придирчив в выборе моделей для портретов и многим отказывал. Он утверждал, что писать императора Николая II согласился только потому, что тот был покладист и терпеливо позировал. В 1900 году художник в очередной раз взялся за портрет царя, решив изобразить его не при параде, а в скромной одежде и в лаконичной обстановке.
Портрет выходил нестандартным и очень удачным. Самому Серову нравилась работа, он возвращался к ней, то и дело привнося новые эмоции в выражение лица императора. Но случилось неожиданное. Во время очередного сеанса, неоконченную картину стала рассматривать Александра Федоровна, супруга монарха. Ничтоже сумняшеся императрица выдала, что «одна половина лица на портрете похожа, а вторая – нет». Такое замечание взорвало эмоционального живописца. «Тогда заканчивайте портрет сами! - прогремел он и сунул в руки Александре Федоровне палитру и кисти, - В этом доме я больше не работаю!»
Портрет Серов все-таки закончил, но больше Николая II не писал, как его ни уговаривали.
Художник, журналист Ольга Шарапова