Искусствоведы насчитывают десяток возможных прототипов героини картины Ивана Крамского «Неизвестная», но сам художник, который никогда не раскрывал имя женщины на портрете, оставил множество подсказок внимательному зрителю.
Картину, которая по легенде приносила несчастья всем своим обладателям, можно увидеть в Третьяковской галерее. Известно, что Павел Третьяков отказался купить полотно у художника, и оно путешествовало по частным собраниям, разоряя владельцев и внося ссоры в семьи, пока спустя годы, не оказалось все-таки в третьяковской коллекции, как и мечтал Крамской. В галерее «Неизвестная» обрела покой, и любоваться ей можно, ничего уже не опасаясь.
На протяжении десятилетий искусствоведы спорили, обсуждая модель, изображенную Крамским.
Бытует версия, что темноволосая красавица – простолюдинка Матрена Саввишна, жена приятеля художника, Бестужева. Богатый дворянин Бестужев во время одного из путешествий навестил дальнюю родственницу у которой за ужином прислуживала горничная Матрена. Очаровательная крепостная девушка с бархатными глазами и пухлыми губками так приглянулась дворянину, что он уговорил тетушку отпустить ее, увез с собой, обвенчался и дал образование. Но через пару лет страсть прошла и мужчина понял, какую ошибку совершил. Матрена Саввишна не приобрела светского лоска, с ней стыдно было появляться в салонах. Сам художник вспоминал, что заглянул однажды в гости к Бестужеву, они беседовали о петербургских новостях, когда в дом со смехом ввалилась с мороза Матрена Саввишна. Снимая шубу она рассказала супругу и гостю, что встретила бывшую барыню. «Что же ты, поговорила с ней?» - поинтересовался Бестужев. «Еще не хватало, я и здороваться с ней не стала, проехала мимо в коляске, да и все!» - хохотала Матрена. Возможно, этот эпизод повлиял на создание картины.
Жизнь Матрены Саввишны окончилась трагически. Супруги развелись, и она была вынуждена поехать назад в деревню. Женщина заболела от тяжести пути и горя, и умерла на станции, на полдороге к той же самой барыне.
Но существует и другая версия, и подтверждений ей гораздо больше. Доподлинно неизвестно при каких обстоятельствах в 1880-х годах в руки Крамскому попала небольшая вещица – медальон с портретом восточной красавицы.
Художник узнал историю ее жизни. Темноволосая, круглолицая, с яркими черными глазами, она впечатлила живописца своей необычной красотой. Это была Варвара Туркестанова, фрейлина Марии Федоровны, вдовы Павла I. Острый ум, подвижность, жизненная сила, все в ней очаровывало окружающих, и император Александр I не устоял перед ее чарами. Их тайная связь продолжалась несколько лет. Варвара не переставала страдать, она мечтала о семье, хотела занять новое положение в обществе, понимала, что связь с императором губит ее и ничего не могла сделать. В конце концов, она завела роман с молодым дворянином Владимиром Голицыным, зная, как рискует навлечь на себя гнев самодержца. Трагизм неотвратимости выбора, заложницей которого стала фрейлина, вдохновила Крамского.
На холсте справа мы видим здание Александринского театра.
Театр был так назван не в честь Александра I, но это отсылка к его имени.
Слева, в той стороне, куда направляется карета – здание павильона Аничкова дворца. Известно, что Аничков дворец был своеобразным «свадебным подарком» императорского дома. Вначале Елизавета подарила его тайному мужу Алексею Разумовскому, потом Екатерина II презентовала фавориту Григорию Потемкину, а Александр I пожаловал его своей сестре Екатерине в день ее венчания. Вот и на картине неизвестная едет в сторону этого свадебного дворца, но место рядом с ней – пустует.
Аничков дворец имеет форму вытянутой буквы «Н» - «Неизвестная». Его двор повторяет очертания буквы «Т» - Туркестанова.
А вот здание, которое выходит на Фонтанку, имеет форму «В» – Варвара.
Есть и еще одна деталь - шляпка с пером, которая украшает голову неизвестной. Это особая отсылка к мемуарам Туркестановой, где ярким эпизодом было описание путешествия в Силезию и неумение немок носить шляпы с перьями.
Владимир Голицын, светский повеса, не спешил предлагать фрейлине руку и сердце.
При дворе судачили, что он решил обворожить Туркестанову на спор. Двойная жизнь длилась недолго. Варвара Туркестанова забеременела, причем установить отцовство было невозможно. Какое-то время она надеялась, что случится выкидыш, скрывала беременность, уповая на то, что ребенок родится мертвым, ведь такое случалось часто. Но дочь появилась на свет живой и здоровой, тайна открылась, и фрейлина приняла яд.
Умирала Туркестанова страшно. Несколько недель она лежала в своих покоях, корчась в муках. Император узнал о случившемся, когда Варвары уже не стало. Маленькую девочку назвали Мими, удочерил ее Голицын.
Иван Крамской ни в дневниках, ни в переписке с друзьями ни разу не упоминал имя женщины на картине. Разгадку тайны он оставил внимательному зрителю.
Художник, журналист Ольга Шарапова