Обычная ошибка — многократно играть трудный фрагмент в быстром темпе (в том, который является конечной целью), в надежде, что со временем этот фрагмент чудесным образом получится хорошо. К сожалению, в такой ситуации шансов практически нет, так как нет ни одной серьёзной причины, по которой плохая игра может превратиться в хорошую.
Эта статья в виде видео лекции:
Обычный ответ для такой проблемы — играть в том темпе, в котором ошибки отсутствуют, то есть в очень медленном. Такой ответ звучит хорошо, но при ближайшем рассмотрении в нём скрывается противоречие: непрерывная безошибочная игра является полностью бессмысленным действием. В самом деле, зачем многократно повторять то, что играется безошибочно?
Скорее всего, правильное решение — играть в том темпе, в котором присутствует возможность полного контроля над исполнением, а не в том, в котором отсутствуют ошибки.
Тренировка исполнения — это тренировка мозга, а вовсе не пальцев. Пассаж, звучание которого мы в состоянии полноценно представить себе за мгновение до его начала, мы сыграем безошибочно. Это называется предслышание, предвидение и предчувствование. Игра в быстром темпе сложна тем, что необходимо быстро ворочать мозгами, а вовсе не пальцами, а физический аппарат пальцев почти всегда уже давным давно готов к поставленным задачам. Проблема игры в нужном темпе — это проблема управления процессом, но не проблема физической тренировки.
Безошибочно мы играем тогда, когда успеваем подумать над теми местами, которые могут представлять трудность. Соответственно, выбор темпа для тренировки должен быть обусловлен именно этой возможностью.
Таким образом, правильный темп для тренировки — темп, в котором мы можем сыграть чисто при условии полной концентрации внимания, а при малейшем расслаблении возникают ошибки. Отсюда следует, что тренировка исполнения — это тренировка концентрации внимания. Мы выбираем темп, при котором можем сыграть чисто, если сильно сосредоточимся, и многократно повторяем это, стараясь не потерять концентрацию. Отсюда следует и то, что тренировка при рассеянном внимании (например, перед телевизором и тому подобное) полностью бессмысленна и является потерей времени.
Хорошим методом является "метод пятачка", когда темп прибавляется на пять ударов метронома каждый раз, когда появляется некая лёгкость сосредоточения после нескольких сотен повторений фрагмента.