Что нужно, чтобы снять отличный ролик? Камера, прямые руки и талант! Это, возможно, верно, но всё же не совсем. Чтобы получить качественный материал, вам не обойтись без необходимых инструментов, которые придут на помощь в любых условиях, какими бы непредсказуемыми они не были. Так что же составит арсенал грамотного видеографа?
Закрепляем
Итак, начнём с основ. А что является самой твёрдой основой для видеокамеры? Разумеется, штатив. Штатив — рабочий инструмент в видеосъёмке, необходимое приспособление в арсенале каждого оператора. Штатив не только позволяет зафиксировать камеру и удерживать её в неизменном положении, но и улучшить композицию кадра, удержать выбранный ракурс, а также обеспечить плавный поворот камеры.
Штатив — это обыкновенно прибор с тремя опорами, предназначенный для фиксации камеры. Штативы бывают различных форм и размеров, а классифицируют их по типу головки, материалу, из которого штатив изготовлен, а также по некоторым другим характеристикам.
Особое внимание стоит обратить на головку штатива. Головка является основным элементом штатива, местом крепления и поворота камеры. Существуют головки разных типов, однако для видеосъёмки наиболее подходит т.н. панорамная головка. Её конструкция обеспечивает плавный поворот без задержек и рывков и даёт возможность правильно сбалансировать камеру, добиться равномерности её движения. Если на вашу камеру навешано много дополнительного оборудования, имеет смысл присмотреться к головкам с системами противовесов. Они позволят удерживать камеру, объектив, звукозаписывающее и другое оборудование со сбалансированным центром тяжести.
При выборе штатива важно также не забыть про его нижнюю часть — ноги. Здесь присутствует разнообразие вариантов и конфигураций, от числа секций до прочности материала, из которого изготовлены опоры. Важнейшей характеристикой является допустимый вес — штатив вообще-то должен выдержать всё то, что вы на него возложите, поэтому не стоит пренебрегать этим показателем.
Размер штатива также имеет значение. Рабочий штатив не должен быть по пояс оператору; желательно, чтобы он доходил до уровня глаз.
Главным недостатком штатива является его статичность, а также трата времени на сборку и разборку. Назревает вопрос: а существуют ли более мобильные решения для фиксации камеры?
Одним из таких решений является монопод — младший брат штатива. Если у штатива опор обычно три, то у монопода — всего одна. Это даёт возможность быстрее перемещаться и выбирать подходящие ракурсы. На видео с монопода присутствует некоторая подвижность, но результат всё равно будет заметно лучше, чем при съёмке с рук. Встречаются, впрочем, моноподы и с нижней распоркой, которые позволяют зафиксировать вертикальное положение, не поддерживая всю конструкцию руками.
Ещё большую мобильность дает плечевой упор. Эта конструкция поможет добиться относительной фиксации камеры при практически полной свободе передвижения. Плечевой упор частично перемещает вес видеокамеры на корпус оператора и облегчает съёмку с рук. Дополнительные крепёжные пластины позволяют разместить на плечевом упоре микрофон или даже осветительный прибор.
Записываем
Современные DSLR-камеры умеют записывать звук в достойном качестве. Достойном, например, для ролика на YouTube. Но мы же с вами хотим чего-то большего, правда? Тем, кто готов заниматься серьёзными проектами, стоит задуматься о дополнительном звуковом оборудовании для камеры.
В решении различных задач помогут различные типы микрофонов. Наиболее универсальным из них является микрофон-пушка: его можно крепить как на камеру, так и на держатель-«удочку». Название не случайно: этот вид микрофонов записывает звук, источник которого находится исключительно перед ним, отбрасывая всё, что звучит по бокам. В большинстве случаев микрофон-пушка станет вашим лучшим другом. Но не всегда.
Когда идет съёмка общим планом, микрофон-пушку обычно невозможно разместить достаточно близко к источнику звука. Здесь нам помогут петличные микрофоны. Замечали такие у корреспондентов, ведущих новостей и лекторов, выступающих на Медиашколе? Во всех этих случаях петличный микрофон просто необходим. Его можно легко и незаметно закрепить на одежде, причём чем ближе ко рту говорящего вы это сделаете, тем меньше шумов получите. Беспроводные петличные микрофоны можно и вовсе спрятать в складках костюма или в волосах — тогда голос героя будет записан в отличном качестве, а взгляд зрителя не будут отвлекать лишние устройства.
Не стоит забывать и про универсальные ручные микрофоны: им вы можете вооружить корреспондента во время записи сюжета или интервью. Наконец, головные микрофоны помогут записать максимум голоса без потерь, и при этом дать ведущему абсолютную свободу перемещения — будет полезно в во время записи публичных выступлений или активных шоу, где объекту вашей съёмки приходится носиться туда-сюда, и ничто не должно стеснять его движения.
К микрофонам доступно множество аксессуаров, которые не позволят внешним условиям испортить качество звука и продлят жизнь устройству. К примеру, часто ли вы замечали в руках у звукооператоров необычные «мохнатые» микрофоны? Это т.н. меховая ветрозащита, благодаря которой во время сильного ветра вы не услышите характерный грохот в наушниках. Также на защитные чехлы для микрофонов можно поместить логотип телеканала или компании, для которой снимается ролик.
Освещаем
И вот вы разложили штатив, закрепили камеру на головке, подключили к камере микрофон и готовы, наконец, приступить к работе. Смотрите вокруг, а ничего не видно. Сумерки, полуподвальное помещение, цветные лампы или всё что угодно, что помешает вам получить качественную картинку. Чтобы и здесь вам не пропасть, будьте готовы принести с собой тот свет, который нужен для конкретной съёмки.
Современные камеры имеют довольно высокую чувствительность и позволяют обеспечить точную цветопередачу в широком диапазоне цветовых температур у источника света. Потому для качественной съёмки можно использовать и обычные осветительные лампы, например, вольфрамовые. Конечно, в этом случае неизбежно проявится лёгкий цветовой оттенок, который будет вовсе незаметен при грамотной настройке цветового баланса или при использовании фильтров.
К другой категории осветительных приборов относятся отражатели. Они дёшевы и подходят для проектов с низким бюджетом. Отражатели можно использовать для получения заполняющего света, когда у вас есть естественный источник основного света (например, солнце).
Чаще других в видеоиндустрии используются фокусирующие прожекторы с линзой Френеля. Они излучают яркий, фокусирующий свет пучком параллельных лучей, и сохраняют интенсивность на большом расстоянии. За такое решение придётся заплатить крупную сумму. Есть и экономный вариант — прожекторы с открытым верхом, использующие сложную систему из отражателя и свободно передвигающейся лампочки. Зато отсутствие линзы позволяет существенно снизить цену.
К сожалению, в 2018 году нам неизвестно ни об одной модели осветительных приборов, свободно парящих в воздухе. Поэтому стоит позаботиться о различных подставках и стойках, на которых можно закрепить прожекторы, отражатели и прочие приспособления. При этом необходимо уберечь дорогую технику от падения на пол или на голову зазевашегося помощника — в большинстве случаев прибор его не переживёт. Тут на помощь приходят обычные мешки с песком — они поддерживают подставки, делая их более устойчивыми и надёжными.
Вместо заключения
Если вы читаете это, то вы точно не уснули и не упали в обморок от того количества сопутствующей техники, которую вам предстоит освоить. Не стоит вешать нос! При всем прочем, главную роль по-прежнему играют ваши умения, художественное видение и смелые идеи. Так что не переставайте творить! А дополнительные устройства лишь облегчат ваш путь к реализации задуманного.