Найти тему
Медиашкола

Незаменимые инструменты видеографа

Оглавление

Что нужно, чтобы снять отличный ролик? Камера, прямые руки и талант! Это, возможно, верно, но всё же не совсем. Чтобы получить качественный материал, вам не обойтись без необходимых инструментов, которые придут на помощь в любых условиях, какими бы непредсказуемыми они не были. Так что же составит арсенал грамотного видеографа?

Закрепляем

Итак, начнём с основ. А что является самой твёрдой основой для видеокамеры? Разумеется, штатив. Штатив — рабочий инструмент в видеосъёмке, необходимое приспособление в арсенале каждого оператора. Штатив не только позволяет зафиксировать камеру и удерживать её в неизменном положении, но и улучшить композицию кадра, удержать выбранный ракурс, а также обеспечить плавный поворот камеры.

Штатив — это обыкновенно прибор с тремя опорами, предназначенный для фиксации камеры. Штативы бывают различных форм и размеров, а классифицируют их по типу головки, материалу, из которого штатив изготовлен, а также по некоторым другим характеристикам. 

-2

Особое внимание стоит обратить на головку штатива. Головка является основным элементом штатива, местом крепления и поворота камеры. Существуют головки разных типов, однако для видеосъёмки наиболее подходит т.н. панорамная головка. Её конструкция обеспечивает плавный поворот без задержек и рывков и даёт возможность правильно сбалансировать камеру, добиться равномерности её движения. Если на вашу камеру навешано много дополнительного оборудования, имеет смысл присмотреться к головкам с системами противовесов. Они позволят удерживать камеру, объектив, звукозаписывающее и другое оборудование со сбалансированным центром тяжести. 

-3

При выборе штатива важно также не забыть про его нижнюю часть — ноги. Здесь присутствует разнообразие вариантов и конфигураций, от числа секций до прочности материала, из которого изготовлены опоры. Важнейшей характеристикой является допустимый вес — штатив вообще-то должен выдержать всё то, что вы на него возложите, поэтому не стоит пренебрегать этим показателем. 

Размер штатива также имеет значение. Рабочий штатив не должен быть по пояс оператору; желательно, чтобы он доходил до уровня глаз. 

Главным недостатком штатива является его статичность, а также трата времени на сборку и разборку. Назревает вопрос: а существуют ли более мобильные решения для фиксации камеры? 

Одним из таких решений является монопод — младший брат штатива. Если у штатива опор обычно три, то у монопода — всего одна. Это даёт возможность быстрее перемещаться и выбирать подходящие ракурсы. На видео с монопода присутствует некоторая подвижность, но результат всё равно будет заметно лучше, чем при съёмке с рук. Встречаются, впрочем, моноподы и с нижней распоркой, которые позволяют зафиксировать вертикальное положение, не поддерживая всю конструкцию руками.

-4

Ещё большую мобильность дает плечевой упор. Эта конструкция поможет добиться относительной фиксации камеры при практически полной свободе передвижения. Плечевой упор частично перемещает вес видеокамеры на корпус оператора и облегчает съёмку с рук. Дополнительные крепёжные пластины позволяют разместить на плечевом упоре микрофон или даже осветительный прибор.

-5

Записываем

Современные DSLR-камеры умеют записывать звук в достойном качестве. Достойном, например, для ролика на YouTube. Но мы же с вами хотим чего-то большего, правда? Тем, кто готов заниматься серьёзными проектами, стоит задуматься о дополнительном звуковом оборудовании для камеры.

В решении различных задач помогут различные типы микрофонов. Наиболее универсальным из них является микрофон-пушка: его можно крепить как на камеру, так и на держатель-«удочку». Название не случайно: этот вид микрофонов записывает звук, источник которого находится исключительно перед ним, отбрасывая всё, что звучит по бокам. В большинстве случаев микрофон-пушка станет вашим лучшим другом. Но не всегда.

-6

Когда идет съёмка общим планом, микрофон-пушку обычно невозможно разместить достаточно близко к источнику звука. Здесь нам помогут петличные микрофоны. Замечали такие у корреспондентов, ведущих новостей и лекторов, выступающих на Медиашколе? Во всех этих случаях петличный микрофон просто необходим. Его можно легко и незаметно закрепить на одежде, причём чем ближе ко рту говорящего вы это сделаете, тем меньше шумов получите. Беспроводные петличные микрофоны можно и вовсе спрятать в складках костюма или в волосах — тогда голос героя будет записан в отличном качестве, а взгляд зрителя не будут отвлекать лишние устройства.

Не стоит забывать и про универсальные ручные микрофоны: им вы можете вооружить корреспондента во время записи сюжета или интервью. Наконец, головные микрофоны помогут записать максимум голоса без потерь, и при этом дать ведущему абсолютную свободу перемещения — будет полезно в во время записи публичных выступлений или активных шоу, где объекту вашей съёмки приходится носиться туда-сюда, и ничто не должно стеснять его движения.

-7

К микрофонам доступно множество аксессуаров, которые не позволят внешним условиям испортить качество звука и продлят жизнь устройству. К примеру, часто ли вы замечали в руках у звукооператоров необычные «мохнатые» микрофоны? Это т.н. меховая ветрозащита, благодаря которой во время сильного ветра вы не услышите характерный грохот в наушниках. Также на защитные чехлы для микрофонов можно поместить логотип телеканала или компании, для которой снимается ролик.

Освещаем

И вот вы разложили штатив, закрепили камеру на головке, подключили к камере микрофон и готовы, наконец, приступить к работе. Смотрите вокруг, а ничего не видно. Сумерки, полуподвальное помещение, цветные лампы или всё что угодно, что помешает вам получить качественную картинку. Чтобы и здесь вам не пропасть, будьте готовы принести с собой тот свет, который нужен для конкретной съёмки.

Современные камеры имеют довольно высокую чувствительность и позволяют обеспечить точную цветопередачу в широком диапазоне цветовых температур у источника света. Потому для качественной съёмки можно использовать и обычные осветительные лампы, например, вольфрамовые. Конечно, в этом случае неизбежно проявится лёгкий цветовой оттенок, который будет вовсе незаметен при грамотной настройке цветового баланса или при использовании фильтров.

К другой категории осветительных приборов относятся отражатели. Они дёшевы и подходят для проектов с низким бюджетом. Отражатели можно использовать для получения заполняющего света, когда у вас есть естественный источник основного света (например, солнце).

-8

Чаще других в видеоиндустрии используются фокусирующие прожекторы с линзой Френеля. Они излучают яркий, фокусирующий свет пучком параллельных лучей, и сохраняют интенсивность на большом расстоянии. За такое решение придётся заплатить крупную сумму. Есть и экономный вариант — прожекторы с открытым верхом, использующие сложную систему из отражателя и свободно передвигающейся лампочки. Зато отсутствие линзы позволяет существенно снизить цену.

К сожалению, в 2018 году нам неизвестно ни об одной модели осветительных приборов, свободно парящих в воздухе. Поэтому стоит позаботиться о различных подставках и стойках, на которых можно закрепить прожекторы, отражатели и прочие приспособления. При этом необходимо уберечь дорогую технику от падения на пол или на голову зазевашегося помощника — в большинстве случаев прибор его не переживёт. Тут на помощь приходят обычные мешки с песком — они поддерживают подставки, делая их более устойчивыми и надёжными.

-9

Вместо заключения

Если вы читаете это, то вы точно не уснули и не упали в обморок от того количества сопутствующей техники, которую вам предстоит освоить. Не стоит вешать нос! При всем прочем, главную роль по-прежнему играют ваши умения, художественное видение и смелые идеи. Так что не переставайте творить! А дополнительные устройства лишь облегчат ваш путь к реализации задуманного.