Ирина Млодик — кандидат психологических наук, психолог, гештальт-терапевт, экзистенциальный психотерапевт, автор обучающих курсов, а также книг и статей по детской и взрослой практической психологии. Она рассказала об отношениях современных детей и взрослых, объяснила, почему родителям не стоит запрещать дома компьютеры и другие гаджеты, а также в целом поделилась своим мнением о современном детстве и родительстве.
Мир меняется, но так ли сильно меняется детство?
Меняется ритм, всё происходит быстрее, активнее, интерактивнее. Дети меньше играют, общаются и даже учатся «вживую». Виртуальность дала им огромные возможности, которых не было раньше: теперь у каждого ребёнка может быть своя страничка в социальных сетях, а это целый мир, который ребёнок презентует другим людям. Видео, музыка, книги, статьи — всё это в доступе. Информации, кажется, даже слишком много для детских умов, но у детей, к счастью, вынужденно появляется избирательность. У детей сегодня появились возможности создавать свои продукты, в том числе виртуальные (например, каналы на YouTube). Они могут находить поклонников своего творчества через соцсети и стараются использовать разные способы продвигать то, что творят и создают.
С другой стороны, виртуальность даёт возможность процветать родительскому контролю. Раньше можно было утаить двойку, вырвать страницу из дневника. Теперь оценки мгновенно появляются в электронных дневниках. Другой вопрос — хорошо ли это?
Тем не менее в любые времена были родители, у которых всё всегда должно быть под контролем. Всегда были как социально активные, так и социально пассивные дети. Так что суть детства, на мой взгляд, не изменилась — изменились декорации.
Изменились ли проблемы родителей? Есть ли какие-то тревоги и вопросы, которые появились у взрослых именно в эпоху цифрового детства? Возможно, к вам на консультации приходят с новыми проблемами.
В каком-то смысле качественных изменений в жалобах родителей не произошло. Те, кто склонен очень контролировать своих детей, по-прежнему жалуются на попытки детей увильнуть от родительской сверхопеки. Те, кто был нацелен на достижения, по-прежнему ждут их. Те, кто считал мир опасным местом, в котором с их ребёнком произойдут всякие ужасы, тот так и считает, но уже про мир виртуальный.
Моя работа заключается в том, чтобы каждого родителя развернуть к самому себе. Если у взрослого человека есть какие-то трудности в воспитании детей, то корни проблем обычно в его собственном детстве, в моделях поведения его родителей, которые, возможно, в те прошлые времена работали, а сейчас уже устарели и не соответствуют современным реалиям.
Например, в советские времена важно было быть послушным, разделять коллективные ценности, быть как все, не выделяться, независимость мышлений и решений могла дорого обойтись человеку, живущему в определенной идеологии, где свободомыслие было опасным. Сейчас же время, когда многие родители хотят, чтобы дети росли независимо мыслящими, активными, успешными, выделяющимися, лидирующими. Многие хотят, чтобы дети знали свои права, чувствовали уважение к своей личности и могли защитить себя от эмоционального и физического насилия. Но родителям, которые выросли в советсткой системе, часто непонятно, как реагировать, что поддерживать, как себя вести. Но при этом негибкие родители будут настаивать на том, чтобы ребёнок жил в мире, похожем на мир их детства. Им порой трудно перестроиться, принять изменившуюся реальность, поэтому они игнорируют изменения, создавая ту же иллюзию и у ребёнка. Родительский авторитаризм или отсутствие всяких границ? От моделей поведения взрослых у детей тоже часто начинаются проблемы. И наиболее частый запрос во время консультаций — как исправить ту или иную ситуацию.
Меняются ли сейчас отношения между родителями и детьми? Влияют ли на это технологии?
Технологии создают феномен, когда дети оказываются «продвинутее» взрослых. Взрослый пытается запрещать, лишать, контролировать, но многие не осознают, насколько их дети могут быть более опытными в этом деле. Технологии таким образом могут быть причиной раздора (если семья и так к ним склонна), а могут быть причиной взаимоподдержки, объединения и взаимпопомощи. Детям может быть приятно помочь старшему, а взрослым — послушать советы детей в тех вещах, которое они действительно понимают лучше.
Зависит ли авторитет родителя в глазах современного ребёнка от того, насколько мама или папа хорошо владеют компьютером, умеют ориентироваться в современных технологиях в целом?
Думаю, здесь не столько важно, что родитель продвинут, cколько то, что с ним можно находиться в контакте, говорить на одном языке, не скрывать своих предпочтений и интересов.
Многие родители полностью запрещают детям использовать гаджеты. Считаете ли вы такой подход правильным? Запрет часто идет от страха — многие взрослые плохо разбираются в современных технологиях сами, поэтому считают, что и их детям это не нужно. Корректно ли это?
Я так не думаю: во-первых, многие взрослые всё же так или иначе разбираются в современных технологиях, хотя, возможно, и хуже, чем их дети. Но надо сказать, что во многом наше отношение к виртуальному миру отражает наши взрослые отношения с миром в целом. Если мы считаем, что он полон опасностей, что надо всё время стеречь ребёнка, то и к интернету мы будем относиться так же: нам будет казаться, что опасность таится в каждой открытой интернет-странице, тем более открытой без родительского присмотра и цензуры. Если мы относимся к миру как к источнику возможностей, то и виртуальное пространство будет для нас неисчерпаемым источником знаний, открытий, новых встреч, важных знакомств и событий. Таким же оно будет и для наших детей.
Часть родительских переживаний и страхов понятны, и в них, как ни странно, нет ничего нового. Всё то, чего боятся родители всего мира в отношении своих детей, которые выходят в большой реальный мир, теперь относится и к миру виртуальному. Взрослые всё так же переживают, что ребёнок:
- потеряет здоровье;
- будет неподконтролен, и с ним что-то случится (его используют, обманут, причинят ему вред, будут манипулировать, нападут, оскорбят, развратят и т. д.);
- будет втянут во что-то нехорошее, обретёт какую-то зависимость (в реальном мире — наркотическая, алкогольная, в виртуальном — игровая);
- забросит домашние и школьные дела, уйдя в этот мир (раньше больше так говорили про улицу, теперь про интернет).