Найти тему
Наталья Белотелова

Какие виды диагностики бизнеса существуют

Оглавление

Условно диагностику компании можно разделить на 2 вида: диагностику бизнес-процессов и комплексную диагностику деятельности компании.

Повторюсь, это совершенно условное разделение, потому как проводить диагностику стоит только системно, а бизнес-процессы являются неотъемлемой частью управления компаний.

Кстати говоря, в научной литературе нет единственно принятого подхода к такому понятию как «виды диагностики». Скорее всего, это из-за того, что любая компания имеет  свои специфические особенности деятельности, структуры и способов управления.

Поэтому я выделяю следующие направления и виды диагностики, которые подходят для любого вида малого и среднего бизнеса:

  • Стратегическая диагностика
  • Оперативная диагностика
  • Организационная диагностика
  • Маркетинговый анализ – анализ позиции компании на рынке, потребностей целевой аудитории
  • Диагностика финансовой деятельности компании
  • Диагностика бизнес-процессов

Давайте разберемся с каждым видом по отдельности, чтобы понять, когда и как следует применять тот или иной вид.

Стратегическая диагностика

Данный вид диагностики направлен на изучение внешней и внутренней среды компании, на ее потенциал в плане достижения поставленных целей и обоснование существующей стратегии. Если стратегии нет, то диагностика компании является обязательным действием перед формированием стратегических показателей деятельности компании.

Цель стратегической диагностики – получение понимания о реальности стратегических планов и при необходимости их корректировка.

Это делается посредством определения сильных и слабых сторон в деятельности компании, определения критических внешних и внутренних условий, определения показателей эффективности деятельности взаимосвязи их с внешними факторами, влияющими на деятельность и текущее состояние компании.

Наверняка одной из ваших стратегических целей будет рост компании на рынке.

При помощи стратегической диагностики вы определите, насколько реальны стратегические показатели, которые вы себе определили, какой величины будет рост компании через 3-5 лет, и какие ресурсы для этого требуются (есть ли эти ресурсы в текущем времени, или их нужно будет искать), за счет каких источников есть возможность увеличения прибыли.

Оперативная диагностика

Этот вид диагностики направлен уже на изучение краткосрочных целей компании и их соответствия стратегическим планам.

Цель оперативной диагностики – выявление проблемных точек и узких мест в достижении краткосрочных результатов, обеспечении прибыльности компании на текущий момент (в диапазоне до 1 года).

Задачи данного вида диагностики схожи с задачами стратегической диагностики, но только в расчете на «здесь и сейчас».

Этот вид диагностики используют с целью определения базы для принятия оперативных решений и недопущения кризисного состояния в компании.

Организационная диагностика

В данном случае производится исследование компании и ее подсистем.

Цель организационной диагностики -  выявить сильные и слабые стороны организации, ее ресурсы, потенциальные возможности, показать, какие элементы системы управления игнорируются, упускаются или недооцениваются.

Процесс при организационной диагностики будет следующим:

Обратите внимание, что, например, одно из звеньев в цепочке данного процесса, это «Прогнозирование развития ситуации», что также является актуальным и для стратегической и для оперативной диагностики.

Это говорит о том, что невозможно проводить диагностику в компании только одного какого-то вида. В любом случае, будет взаимосвязь, так как компания организм единый, и подход может быть только системным.

При самодиагностике обратите внимание на организационную структуру. Эффективна ли она? Не раздут ли у вас штат? Действительно, ли все сотрудники находятся на своих местах и загружены на 100%? Насколько эффективно выполняется их работа, и как влияет на общие показатели компании?

Маркетинговый анализ

Диагностика маркетинга компании нацелена на сбор и анализ информации о деятельности службы маркетинга для повышения эффективности их деятельности.

Я многократно сталкивалась с проблемой, что компания часто предлагает клиенту то, что есть в компании, а не то, что действительно нужно клиенту, ориентируясь при этом на собственное понимание необходимости и значимости своих продуктов, а не на анализ рынка и деятельности конкурентов.

При маркетинговой диагностике выявляются слабые и неэффективные каналы продвижения, анализируются успешные, изучаются маркетинговые материалы с целью сделать их более «продающими», изучается или определяется целевая аудитория и ее потребности в вашем товаре, а также то, каким образом следует модернизировать вашу продуктовую линейку, чтобы «достучаться» до выбранной ЦА.

Как понять, что маркетинг в компании нуждается в диагностике?

Скорее всего, вы сможете выделить в качестве симптомов один или более пунктов:

  • Вы не понимаете, чем занимается ваш маркетинг
  • В вашей компании падают продажи
  • Продажи жалуются на отсутствие или недостаточное взаимодействие с подразделением маркетинга. Скорее всего жалобы от продаж звучат как «маркетинг нам не помогает», а маркетинг не может сформулировать, в чем может быть выражена его помощь продажам.
  • На рынок не выводятся новые продукты или выводятся неэффективно
  • У вас отсутствуют понятные критерии оценки и KPI маркетинга

Часты случаи, когда вследствие падения продаж и низкой эффективности компании, отдел маркетинга разгоняется. На мой взгляд, это в корне неверно. Именно маркетинговое подразделение должно генерировать идеи о том, куда двигаться компании с продажами, заниматься анализом рынка и конкурентного поля, экспериментировать с различными каналами продвижения и подкреплять гипотезы реальными действиями. Маркетинг должен не просто быть подразделением, которое печатает визитки и разрабатывает дизайн презентаций. Это ведущее подразделение, которое совместно с первыми лицами компании определяет путь и разрабатывает шаги по их выполнению, посредством маркетинговых инструментов.

Подумайте, так ли это в вашей компании?

Диагностика финансовой деятельности компании

Если вы не понимаете, на что тратятся деньги в вашей компании, насколько оправданы те или иные затраты, то вам следует провести диагностику финансовой деятельности.

Такая диагностика нацелена на стабилизацию финансового состояния компании, путем анализа экономической стабильности, оценки планов и бюджетов, контроля за их выполнение. Во время диагностики финансовой деятельности происходит выявление внутренних резервов для повышения эффективности деятельности компании.

Основное, на что следует обратить внимание при самодиагностике, по моему опыту, это соотношение инвестиций и дохода. Проанализируйте по матрице BCG, какие продукты, в каком секторе у вас находятся, на чем вы зарабатываете деньги, во что инвестируете. На каком этапе жизненного цикла находится тот или иной продукт? Если у вас все или основная масса продуктов находится в стадии вывода на рынок или ухода с рынка, то стоит задуматься. Отдельно отмечу, что об этих и других инструментах я буду рассказывать чуть позже в главе …..

Второе, на что я бы обратила повышенное внимание – это анализ эффективности функционирования производственных подразделений и выявление внутренних резервов, и возможно их изменение.

По моему опыту, в 80% случаев основные проблемные места были именно здесь.

Диагностика бизнес-процессов

На таком виде диагностики как диагностика бизнес-процессов хотелось бы остановиться чуть подробнее по причине их высокой значимости.

Если представить компанию в виде высокофункционального и сложного механизма, то бизнес-процессы являются той движущей силой, которые запускают этот механизм в действие.

Как определить, что в вашей компании проблема кроется именно в бизнес-процессах?

Для самодиагностики вы можете использовать чек-лист, приведенный ниже.

Итак, вам стоит задуматься о диагностики бизнес-процессов, если:

  • Зоны ответственности не регламентированы, что выливается в ситуации, когда у одной задачи может не быть ответственных, или, наоборот, их может оказаться очень много
  • «Левая рука не знает, что делает правая». Часты ситуации, когда в нескольких подразделениях выполняют примерно одинаковые задачи, не подозревая о параллельных процессах.
  • Результат работ, продукт или услуга оказывается некачественной или с дефектами, но ответственного за эту ситуацию, найти не удается.
  • Растет себестоимость продукции, но на каком именно этапе также непонятно.
  • Сотрудники начинают вредить своими действиями бизнесу компании, хотя, ставят на первое место именно деятельность компании и работу на ее благо, но инциденты возникают словно сами по себе.

Диагностика бизнес-процессов позволяет проанализировать цепочку процессов as is, выявить в ней разрывы и некачественные звенья, и определить список и план мероприятий, которые необходимо реализовать для изменения ситуации в сторону эффективности.

Но перед тем как работать с бизнес-процессами, необходимо четко понимать стратегические цели организации. Если же в стратегической цели есть сомнения или ее попросту нет, то в первую очередь необходимо провести Стратегическую диагностику.