Теневая экономика в различных ее проявлениях существует абсолютно во всех странах мира, независимо от типа политической системы, уровня жизни и других социально-экономических факторов, присущих им. Неформальный сектор включает в себя практически все сферы экономической деятельности, осуществляемой в обход государственного регулирования, налогообложения, а также доход, получаемый от них. Сегодня теневой сектор оказывает большое влияние на состояние национальных экономик государств. Согласно последнему исследованию World Bank, проведенному в 2013 году, средний уровень теневой активности в мире составлял 17,2% от ВВП страны, что демонстрирует глобальный характер данного феномена. Согласно Bloomberg, более 30 миллионов россиян уклоняются от налогов и государственных пошлин путем ведения бизнеса вне бухгалтерского учета. Данная цифра практически эквивалентна населению Канады.
Именно такой гипертрофированный масштаб неформального сектора экономики и обуславливает актуальность данной проблемы как для России, так и для всего мирового сообщества.
Особенности теневой экономики России непосредственно связаны с историческим путем развития этой сферы. Так, в 20-х годах прошлого столетия, ознаменовавшихся политикой «военного коммунизма», под давлением государства более половины производимых товаров ушло на нелегальный рынок. Далее чередовались периоды жестокого подавления теневого сектора и практической его легализации, пока, наконец, к 90-м годам он не достиг гипертрофированных масштабов. В настоящее время доля неформального сектора в ВВП составляет 43%, что делает его значительной составляющей национальной экономики, определяющей направления деятельности российского предпринимательства. Сравнивая приведенный показатель с данными по другим странам мира, можно сделать вывод, что удельный вес неформальной экономики в России сопоставим с латиноамериканскими странами, где он достигает критических масштабов (см. Диаграмму 1)
Последнее исследование данной проблемы было проведено в 2013 году, что не позволяет проанализировать показатели, характеризующие состояние неформальной экономики в мире на сегодняшний день. Однако, несмотря на глобальное снижение масштабов теневого сектора, несомненно, что его доля сократилась незначительно.
Так чем же обусловлен такой масштаб развития данной тенденции в Российской Федерации? Для того, чтобы проанализировать теневую экономику в России необходимо для начала определить ее структуру. Согласно данным Системы национальных счетов (СНС), можно выделить 3 сектора неформальной экономической деятельности:
Первый сектор включает в себя незаконную деятельность, реализуемую местными организациями и должностными лицами в рамках их официальной экономической активности, масштабы которой, однако, скрываются для уклонения от налогов, социальных отчислений и других административных сборов. В этой форме теневой экономики также господствует взяточничество.
Второй сектор — некорпоративные предприятия (мелкий бизнес), производящие легальные товары и услуги, не регистрирующие свою экономическую активность с целью извлечения большей выгоды.
Третий сектор — деятельность, запрещенная законом, нацеленная на производство и распространение товаров и услуг, имеющих большой спрос на рынке (изготовление и продажа наркотиков, контрабанда, торговля оружием).
Теневой сектор в Российской Федерации наиболее ярко представлен сферами торговли, финансов, реальным сектором. Уклонение от уплаты налогов является наиболее острой проблемой. Что касается регионов, стоит сказать,
что характер неформальной экономики варьируется в зависимости от экономических особенностей, присущих каждому из них. Так в центрах добывающей промышленности, таких, как Якутия или Тюменская область теневая активность связана с сырьевым производством, в крупных портовых городах, как Мурманск, Владивосток с контрабандой, браконьерством, в крупных промышленных центрах с деятельностью предприятий-гигантов.
Проанализировав структуру российской теневой экономики, можно выделить следующие особенности:
1. Высокий уровень коррупции, делающий возможным сотрудничество чиновников и предпринимателей. Также имеет место злоупотребление служебным положением с целью обогащения, ведения теневого частного предпринимательства под прикрытием официальной деятельности.
2. Высокий уровень налогообложения. Данный фактор обуславливает «привычку» уклонения от налогов и перевода экономической деятельности в теневой сектор, сформировавшуюся в период проведения реформ, когда обязательные отчисления составляли больше половины от прибыли.
3. Наличие компаний-монополистов, регулирующих целые секторы российской экономики и имеющих большое влияние в госаппарате, что дает им большой простор для развития неформальной деятельности.
4. Большая роль государства в экономике, ставящая частные компании в зависимость от чиновников и государственных органов, что дает последним возможность извлечения нелегальных доходов.
5. Несовершенство законодательной системы.
Влияние теневого сектора на социально-экономическое положение страны носит как положительный, так и отрицательный характер. С одной стороны, уклонение от налогов повышает конкурентоспособность компаний, осуществляющих неформальную экономическую деятельность, что позволяет им выделять больше средств на содержание и расширение штата сотрудников, что, в свою очередь, приводит к снижению уровня безработицы. Также среди положительных последствий развития теневого сектора можно выделить: сглаживание перепадов в условиях кризиса путем перемещения ресурсов между теневой и легальной экономикой, ликвидацию социальных издержек, позволяющую малоимущим иметь неформальную занятость, поддержку национальной экономики путем вливания денежных средств. Однако эти факторы неспособны перевесить последствия ущерба, наносимого теневой экономикой.
1. Во-первых, страдает налоговая сфера, в которую не поступает большой объем обязательных выплат. Так, в 2015 году в России эта цифра составляла 221 млрд. долл. Уклонение от уплаты налогов приводит к возрастанию налогообложения законопослушных граждан.
2. Деформируется структура бюджета, что вызывает ослабление правоохранительных органов, сокращение числа социальных программ, наносит ущерб реальному сектору в связи с нехваткой средств для их финансирования.
3. Снижается эффективность макроэкономической политики, что связано с отсутствием информации о масштабах производства в теневом секторе.
4. Увеличиваются инвестиционные риски, повышается уровень инфляции, кредитно-денежная сфера деформируется под воздействием криминальной деятельности.
5. Теневая экономическая деятельность оказывает пагубное влияние на привлечение инвестиций, в особенности иностранных, из-за повышения уровня риска для капиталовложений.
6. Отсутствуют гарантии рабочих мест, оплаты труда. Снижается уровень доверия государству, деформируются нормы морали.
7. Государство с господствующим теневым сектором теряет реальное значение своего суверенитета, не имея возможности контролировать криминальные активности.
Таким образом, влияние теневого сектора на официальную экономику является дискуссионным вопросом, имеющим как положительные, так и отрицательные черты.
Подводя итоги, можно сказать, что нельзя дать однозначную оценку последствиям развития теневой экономике в государстве. В условиях проведения правильной политики, направленной на снижение масштабов скрытой экономической деятельности, возможно достижение положения, при котором положительное влияние теневого сектора будут превалировать над отрицательным.