Найти в Дзене
Анастасия Тарасова

Как получить компенсацию за задержку рейса

Деньги из воздуха: материальное возмещение за задержку рейса. Пассажиры, летящие авиалиниями Европы вправе требовать компенсацию вплоть до €600 за отмену либо задержку их авиарейса. Исходя из постановления Европарламента и Совета EC №261, пассажиры, прождавшие свой рейс в аэропорту более 3 часов, должны рассчитывать на компенсацию от авиакомпании в районе 200- 600€. Данная норма применима к перелётам европейских авиакомпаний по всему земному шару и перелетов любых авиакомпаний из стран евросоюза. Получается, что пассажиры российских авиакомпаний, вылетающие из европейских стран, тоже имеют право получить данную компенсацию. Пассажиры, которые летают этими же авиалиниями, но по России, в США или Азию не могут рассчитывать на эту компенсацию. Так получается потому что Россия пока не включилась в Монреальскую конвенции, которая делает одинаковыми обязательства авиаперевозчиков перед клиентами. То, почему был отменен или задержан определенный рейс – это главный фактор, который дает возможность получить материальное возмещение ущерба. «Задержка или отмена рейса обязаны быть виной компании-перевозчика пассажиров — допустим, техническая неисправность самолёта или плохое самочувствие пилота— говорит Евгений Лонский, региональный директор международного сервиса для получения компенсаций AirHelp в Восточной Европе. — Такие случаи, как террористические акты, митинги и плохие погодные условия, компенсации не подлежат». На сумму выплаты, по постановлению ЕС, влияют следующие факторы: расстояние перелета и длительность задержки. Получается, при задержке вылета более чем на три часа, а расстояние перелета меньше 1500 км, авиакомпания заплатит клиенту €250. При ожидании вылета более четырех часов, при расстоянии больше 3500 км, компенсация увеличится до €600. Евгений Лонский объясняет, что клиенты должны быть обеспечены питьем, едой и проживанием в случае длительных по времени задержках рейса. И даже в этом случае авиакомпания будет обязана выплатить пассажирам еще и компенсацию. «В законе четко сказано, что, если самолет прилетел с опозданием более трех часов, за это полагается компенсация», — объясняет Лонский. Требовать выплату возможно на протяжении нескольких лет( обычно этот срок составляет примерно два года) Каким способом добиться выплаты: самый простой способ — обратиться в авиакомпанию лично. Самое важное — иметь на руках билеты, потому что авиакомпании без них не принимают заявления, объясняет Лонский. Также возможно будет логично сделать фото табло рейсов. При подаче заявления в суд, фото будет являться весомым доказательством, говорит Гильманов. Потом необходимо подать претензию к авиакомпании в письменном виде, предварительно написав онлайн- заявку на английском. Перед этим необходимо определить величину компенсации, подробно изложить в своей заявке как все происходило, обозначить, на основании каких пунктов закона положена выплата, объясняет Гильманов. Ждать ответного письма от компании следует в течение трёх месяцев, говорит Лонский. Однако, возможно и такое, что авиакомпании может не ответить на первичную претензию пассажиров или отправить отказ, делятся эксперты. « В связи с этим, пассажиру нужно в ответ доказать, что в задержке рейса виновата исключительно авиакомпания. Поэтому очень важно изучить случаи, в которых авиакомпания была признана виновной, и представить юридически правильное письмо в ответ на отказ», — объясняет Гильманов из Compensair. Если дальше компания не признает себя виновной, следует подавать в суд европейского города, где располагается головной офис авиакомпании. Если говорить не о европейских авиакомпаниях, то в суд надо обращаться в стране вылета, но только тогда, если у авиакомпании есть там представительство, объясняет Лонский из AirHelp. Есть ли сервисы, которые помогут в этих вопросах? В мире есть очень много компаний, занимающихся переговорами с авиаперевозчиками, они могут по заявке клиента подать иск в суд. Помимо вышеупомянутых AirHelp и Compensair это компании Refund.me, Flightright и Flight Delays. В скором времени такую услугу предложит сайт Kupibilet.ru. Граждане нашей страны подают заявки на выплаты довольно редко, констатирует Лонский из AirHelp. «Многие полагают, что европейское законодательство имеет силу только на жителей Европы. Но это не так, у опоздания нет национальности», — говорит он. В сервисе AirHelp, по словам Лонского, сейчас около 256 тыс. заявок, из них от граждан нашей страны — около 488. Гильманов из Compensair уверен, что на данный момент его сервис разбирается примерно с тысячей российских заявок. Где-то 80% клиентов компании — говорящие на русском языке, и половина этих клиентов живет в России. Часто— примерно в 60% обращений — авиаперевозчики соглашаются выплатить компенсацию практически сразу, во время общения с сотрудниками сервиса, говорит Гильманов. Если же авиаперевозчик отказывает в выплате ущерба, то заявление переходит в юридический отдел сервиса и 80–90% таких заявок обрабатывается во время общения юристов с авиаперевозчиком, рассказывают эксперты. В других случаях приходится идти в органы защиты прав потребителей в европейских странах, а потом — в суд, и 98% судебных дел сервисы выигрывают, утверждает Лонский. Комиссия сервисов за свою работу равна 25% от величины полученной выплаты. Kupibilet.ru будет дополнительно брать еще 10%. Комиссию все сервисы берут только после получения согласия в компенсации от авиаперевозчика. Если же сервис не смог добиться компенсацию, то пассажир ничего не должен сервису. Сколько ждать выплаты от авиакомпании? Гильманов говорит, что получение выплаты через посредника длится от нескольких недель до полугода. «В режиме переговоров с авиаперевозчиком, то есть без суда, мы всегда получаем деньги за два месяца. Если дело решается в суде, то это может затянуться надолго. Недавно мы выиграли суд в Нидерландах, и общий цикл составил больше шести месяцев», — говорит он. Примерно такие же сроки указывает и Лонский из AirHelp. Однако , в более запущенных случаях ждать можно и дольше. Россиянин Ян Костин в июле 2016 года направил Compensair заявку на получение выплаты от авиакомпании Air France. Причиной стало не задержка рейса, а неслаженная работа билетной службы авиаперевозчика. В июне Костин собирался лететь из Марселя в Москву с пересадкой в Париже. Внезапно началась забастовка пилотов Air France, что и стало причиной того, что ему заменили билеты незадолго до вылета. После замены оба вылета — из Марселя в Париж и из Парижа в Москву — выполнялись в одно время. Костин запросил смену билетов снова. Новый перелёт проходил через Рим, при этом в билетах была ошибка. «Авиаперевозчик ошибся в одной букве: вместо июня («JUN») был указан январь («JAN»). Из-за этого в Риме пришлось снова разговаривать с авиакомпанией и снова менять билеты», — объяснил Костин. Юристы Compensair, изучив заявку, решили, что авиаперевозчик должен выплатить компенсацию. Выплаты пришли Костину в начале марта. Как объяснил Гильманов, Air France достаточно давно согласилась оплатить компенсацию, но долго не переводила нужную сумму сервису. «Только после того, как мы начали работу с органами по защите прав потребителей в стране вылета и только когда мы отправили письмо, предупреждающее о начале судебного разбирательства, авиакомпания перевела деньги», — говорит он. Стоит ли пользоваться услугами посредников? Заместитель председателя общественного совета при Ростуризме, Дмитрий Давыденко полагает, что такие сервисы очень удобны. «Это обычные юридические услуги, поставленные на конвейер. Если, например, у вас сумма претензий 5–10 тыс. руб., то ради этого тратить время на поход в юридическую компанию, наверное, бессмысленно. Заполнить форму на сайте гораздо проще», — говорит он. Удержание в 25% он полагает оправданным, тем более, что сервисы удерживают комиссию в случае удовлетворения заявки на выплату. Конечно, пассажир и сам может заняться всем этим, если есть время и желание. Если нет — абсолютно точно это можно вверить сервисам, делится Давыденко. Однако, эксперт по гражданской авиации и руководитель портала Aviator.ru Сергей Мартиросян призывает хорошо подумать, прежде чем воспользоваться сервисом. «Если человек принципиально хочет получить от авиакомпании деньги, но не хочет разбираться в юридических тонкостях, то есть смысл обратиться к сервисам. Однако с перевозчиками часто можно договориться на месте», — говорит он. Мартиросян считает, что многие авиаперевозчики дорожат репутацией и готовы возместить потерю времени— допустим, подарить клиенту мили или повысить класс обслуживания на следующем перелёте. Поэтому эксперт считает, что можно попробовать договориться с авиакомпанией на месте. Если же авиаперевозчик не соглашается на компенсацию, нужно тогда составлять претензию, говорит он. Председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов и вовсе против услуг сервисов. Он полагает, что пассажиры обязаны отстаивать свои права лично. «Вместо того чтобы доверять всю работу подобным сервисам, которые зарабатывают на незнании, лучше разобраться в законах, причем начиная с Конституции, и, основываясь на этих законах, обращаться в суд. А суд будет на стороне потребителя», — уверяет эксперт.