Найти тему
Машинный парК

Bruck – гибрид автобуса и грузовика. Что это вообще такое?

Термин "Bruck" мало известен не только у нас, но и почти во всем мире. Хотя как явлению, лет ему столько же, сколько автобусу и грузовику. Собственно, термин и тип транспорта обозначает собой их гибрид: Bus + Truck.

В разных странах существуют разные имена для Bus + Truck и свои традиции их изготовления. Рассмотрим основные варианты.

01. Автобус, "навьюченный" грузами, широко встречается во многих странах третьего (и не только) мира. Но такой автобус с тюками на крыше, как на фото, "бруком" вовсе не является. ВедьBruck - специально созданное особое транспортное средство.
01. Автобус, "навьюченный" грузами, широко встречается во многих странах третьего (и не только) мира. Но такой автобус с тюками на крыше, как на фото, "бруком" вовсе не является. ВедьBruck - специально созданное особое транспортное средство.

Bruck – это специальная конструкция, иногда даже с полностью раздельными отсеками. Их маршруты обычно пролегают в удаленных регионах, когда есть небольшой пассажиро- и грузопоток (обычно почта). Посылать туда полупустые автобус и грузовик – нерентабельно, и вот тогда на помощь и приходит "брук".

01. Массово они использовались только в Северной Европе, хотя родились не там и были известны во многих странах. Типичный "Bruck" до начала 70-х выглядел, как эта Scania шведского ателье SKV 1952 года выпуска. Поскольку в те времена большинство автобусов строились на грузовых шасси, переделка была несложной – кузов укорачивали и пристраивали сзади деревянный кузов с тентом.
01. Массово они использовались только в Северной Европе, хотя родились не там и были известны во многих странах. Типичный "Bruck" до начала 70-х выглядел, как эта Scania шведского ателье SKV 1952 года выпуска. Поскольку в те времена большинство автобусов строились на грузовых шасси, переделка была несложной – кузов укорачивали и пристраивали сзади деревянный кузов с тентом.
02. Затем, когда появились чисто автобусные шасси, технология изменилась. Теперь кузов обычного автобуса оставался целым, просто задняя часть зашивалась наглухо, отделялась перегородкой от пассажирской половины, и врезалась обычная дверь, как у фургона. Соотношения грузовой и пассажирской частей варьировались под конкретные условия.
02. Затем, когда появились чисто автобусные шасси, технология изменилась. Теперь кузов обычного автобуса оставался целым, просто задняя часть зашивалась наглухо, отделялась перегородкой от пассажирской половины, и врезалась обычная дверь, как у фургона. Соотношения грузовой и пассажирской частей варьировались под конкретные условия.
03. Сам термин Bruck родился в Северной Америке. И в США, и в Канаде они встречались до конца 1960-х (возможно, штучно где-то существуют и до сих пор). Самым известным их производителем в Канаде был Western Flyer, в США – Crown и Kenworth. Да-да, тот самый Kenworth, ныне известный тяжелыми тягачами, когда-то производил и автобусы. Этот трехосный Bruck на шасси T126 ходил по Монтане до 1971 года, а теперь является музейным экспонатом.
03. Сам термин Bruck родился в Северной Америке. И в США, и в Канаде они встречались до конца 1960-х (возможно, штучно где-то существуют и до сих пор). Самым известным их производителем в Канаде был Western Flyer, в США – Crown и Kenworth. Да-да, тот самый Kenworth, ныне известный тяжелыми тягачами, когда-то производил и автобусы. Этот трехосный Bruck на шасси T126 ходил по Монтане до 1971 года, а теперь является музейным экспонатом.
04. В далекой Австралии они назывались passenger freighters, «пассажирские грузовые». А введены в обращение государственной Западной железной дорогой (WAGR) в 1949 году в качестве альтернативы закрытому участку железнодорожных линий. Первые из них были переделаны из английских классических, но одноэтажных Foden PVSC6 с шестицилиндровыми дизельными двигателями Gardner.
04. В далекой Австралии они назывались passenger freighters, «пассажирские грузовые». А введены в обращение государственной Западной железной дорогой (WAGR) в 1949 году в качестве альтернативы закрытому участку железнодорожных линий. Первые из них были переделаны из английских классических, но одноэтажных Foden PVSC6 с шестицилиндровыми дизельными двигателями Gardner.
05. Так же они назывались и в Южной Африке. Там они использовались достаточно широко до конца эпохи апартеида, для перевозки темнокожего бедного населения. Этот грубовато сделанный трехосный Leyland с дизелем ERF брал "на борт" 50 пассажиров и почти тонну багажа, благодаря прицепу.
05. Так же они назывались и в Южной Африке. Там они использовались достаточно широко до конца эпохи апартеида, для перевозки темнокожего бедного населения. Этот грубовато сделанный трехосный Leyland с дизелем ERF брал "на борт" 50 пассажиров и почти тонну багажа, благодаря прицепу.
06. Интересно, что в Германии Kombinationsbus (местное название) встречался всегда очень редко, хотя именно она может претендовать на звание их родины. Во всяком случае, как раз там еще в 1910 году тем самым Карлом Кессборером (отцом отца знаменитой «Сетры») был получен патент на такой тип автобуса.
06. Интересно, что в Германии Kombinationsbus (местное название) встречался всегда очень редко, хотя именно она может претендовать на звание их родины. Во всяком случае, как раз там еще в 1910 году тем самым Карлом Кессборером (отцом отца знаменитой «Сетры») был получен патент на такой тип автобуса.
07. А главным производителем и потребителем «бруков» всегда была Северная Европа. Типичный современный Bruck – трехосный, длинный, с грузовым кузовом увеличенной высоты и задним гидробортом. В качестве «бэушки» они попадали и к нам, странно, что в очень ограниченных количествах.
07. А главным производителем и потребителем «бруков» всегда была Северная Европа. Типичный современный Bruck – трехосный, длинный, с грузовым кузовом увеличенной высоты и задним гидробортом. В качестве «бэушки» они попадали и к нам, странно, что в очень ограниченных количествах.
08. В Норвегии такие автобусы зовутся Kombisuss, и все еще встречаются на севере. Их производят на базе Scania и Volvo местные кузовные ателье, в данном случае это Vest Volvo B10M.
08. В Норвегии такие автобусы зовутся Kombisuss, и все еще встречаются на севере. Их производят на базе Scania и Volvo местные кузовные ателье, в данном случае это Vest Volvo B10M.
09. Больше всего «godsbuss»’ов (так их здесь зовут) остается в Швеции, и они строятся по классической технологии. Это Van Hool Alizee, тоже на шасси Volvo. Вообще, с исчезновением в программах Мерседеса, Скании и прочих переднемоторных автобусных шасси, единственной альтернативой осталось среднемоторное Volvo 9000.
09. Больше всего «godsbuss»’ов (так их здесь зовут) остается в Швеции, и они строятся по классической технологии. Это Van Hool Alizee, тоже на шасси Volvo. Вообще, с исчезновением в программах Мерседеса, Скании и прочих переднемоторных автобусных шасси, единственной альтернативой осталось среднемоторное Volvo 9000.
10. Самыми большими были эти шведские трехосные двухэтажные «годсбусы» производства Helmark Carosser. Необычным было то, что построены они были на шасси Scania К124 с двигателем сзади, - не очень удобная схема для обслуживания, в данном случае.
10. Самыми большими были эти шведские трехосные двухэтажные «годсбусы» производства Helmark Carosser. Необычным было то, что построены они были на шасси Scania К124 с двигателем сзади, - не очень удобная схема для обслуживания, в данном случае.
11. Когда-то они были популярны и в Финляндии, особенно в Северной. Их финское название – seka-auto. Причем иногда они использовались и для нерегулярных рейсов. Целая партия таких «сека-ауто» была построена местной Kiitokori на шасси Renault для перевозки ремонтных бригад с оборудованием. На регулярных рейсах их нынче использует лишь один местный оператор из Рованиеми, фирма Gold Line.
11. Когда-то они были популярны и в Финляндии, особенно в Северной. Их финское название – seka-auto. Причем иногда они использовались и для нерегулярных рейсов. Целая партия таких «сека-ауто» была построена местной Kiitokori на шасси Renault для перевозки ремонтных бригад с оборудованием. На регулярных рейсах их нынче использует лишь один местный оператор из Рованиеми, фирма Gold Line.
12. Вообще, подобная конструкция пользуется популярностью во многих областях, от гастролей театральных групп до автоспорта. Но Швеция, пожалуй, единственная, кто регулярно заказывает «бруки» для использования в армии, полиции и пожарных частях. Эта конвертация для полиции выполнена фирмой Laxa на шасси Volvo 9700 6x2.
12. Вообще, подобная конструкция пользуется популярностью во многих областях, от гастролей театральных групп до автоспорта. Но Швеция, пожалуй, единственная, кто регулярно заказывает «бруки» для использования в армии, полиции и пожарных частях. Эта конвертация для полиции выполнена фирмой Laxa на шасси Volvo 9700 6x2.
13. Есть они и в других странах мира. Более-менее чаще их можно встретить в Южной Америке, как этот «камиобус» на шасси древнего капотного Мерседеса. Причем кузов здесь открытый, так что он наиболее близок к исходной исторической конструкции.
13. Есть они и в других странах мира. Более-менее чаще их можно встретить в Южной Америке, как этот «камиобус» на шасси древнего капотного Мерседеса. Причем кузов здесь открытый, так что он наиболее близок к исходной исторической конструкции.
14. Еще более "классическим" выглядит этот больше грузовик, но с автобусной кабиной из Филиппин. Поскольку там еще продолжают производить рамные автобусы с передним расположением двигателя, изготавливать на их базе "бруки" гораздо проще и дешевле.
14. Еще более "классическим" выглядит этот больше грузовик, но с автобусной кабиной из Филиппин. Поскольку там еще продолжают производить рамные автобусы с передним расположением двигателя, изготавливать на их базе "бруки" гораздо проще и дешевле.
15. А что у нас? В СССР "бруки" тоже были, хотя, конечно, такого термина не существовало, были просто "грузопассажирские" автобусы. Их делали как головные автозаводы, так и авторемонтные, практически на всех советских шасси. Экземпляр на фото, переоборудованный из ликинского ЗИЛ-158В, творчество, предположительно, Апшеронского АРЗ Минавтотранса РСФСР. И подобных примеров было немало. Выпускались отечественные "бруки" и после распада Советского Союза.

Фото из коллекции Николая Маркова
15. А что у нас? В СССР "бруки" тоже были, хотя, конечно, такого термина не существовало, были просто "грузопассажирские" автобусы. Их делали как головные автозаводы, так и авторемонтные, практически на всех советских шасси. Экземпляр на фото, переоборудованный из ликинского ЗИЛ-158В, творчество, предположительно, Апшеронского АРЗ Минавтотранса РСФСР. И подобных примеров было немало. Выпускались отечественные "бруки" и после распада Советского Союза. Фото из коллекции Николая Маркова

История грузопассажирских автобусов в наших широтах, на самом деле, богата и разнообразна, потому в будущем планируем посвятить ей отдельный обзор.

MPARK.PRO