1 декабря стало известно, что авиастроительная компания Airbus, совместно с Rolls-Royce и Siemens разработают самолёт на электрической тяге с гибридными силовыми E-Fan X установками мощностью 2 МВт. В ближайшее время установку будут тестировать в летающей лаборатории, созданной на базе регионального четырёхмоторного самолёта BAe-146. Это будет лайнер на 50-10 пассажиров. Первый тестовый полёт готового образца должен состояться уже в 2020 году.
Пока что предполагается изучить вопросы электромагнитной совместимости (ЭМС) и управления электротягой столь мощной установки, влияние на неё работу нагрузок, вызванных высокими температурами, атмосферным давлением, влиянием больших скоростей.
В программе E-Fan X Airbus отвечает за общую интеграцию новинки в существующие образцы летательных аппаратов, а также за систему контроля работы гибридных силовых установок и питающих их батарей, сопряжение новой энергоустановки с органами управления обычного самолёта.
Проект E-Aircraft Systems House нацелен на разработку системы сертификации и создания совершенно нового класса лайнеров на электротяге, экономичных и сверхнадёжных уже к 2030 году.
Что такое электромагнитная совместимость
Вся электрическая аппаратура, радиоэлектронные гаджеты для производства и реализации, как на территории нашей страны, так и во всём мире проходят обязательную сертификацию, которая требует соответствию испытуемого образца определённым, утверждённым показателям по излучению помех, восприимчивости помех от существующих источников (как промышленных, так и бытовых). Ярким примером могут служить импульсные блоки питания, популярные в компьютерной технике и осветительных приборах (лампы экономки, LED светильники). Все они излучают массу помех в радиовещательном диапазоне до 30 Мгц, но по причине малой популярности АМ станций, работающих на этих частотах отечественный пользователь не ощущает дискомфорта.
Помехи, возникающие в процессе работы аппаратуры, могут представлять угрозу не только информационной безопасности (мешать обмену важными данными), но и влиять на окружающую среду и человека. Вспомнить хотя бы АМ радиостанции мощностью в сотни киловатт. От работы их передатчиков на 1-2 градуса Цельсия нагревался воздух вокруг антенн!
Проблемы ЭМС
Все электротехнические изделия и машины, как и радиоэлектронная аппаратура, являются источниками помех, различной интенсивности. Многие электронные средства могут принимать эти помехи и работать не корректно. Чтобы техника работала в штатном режиме и пагубно не воздействовала на окружающее пространство, существует понятие электромагнитной совместимости. Чем мощнее электрическое устройство, генератор, электродвигатель, силовые питающие кабели, тем больше они излучают электромагнитных волн различной интенсивности и частоты. Эти паразитные наводки могут влиять на бортовую электронику самолёта и в неподходящий момент привести к сбою, потере управления и неминуемой катастрофе воздушного судна.
У нас в стране за электромагнитную совместимость отвечают ГОСТ 23611–79, ГОСТ Р 50397–92, ГОСТ Р 50397-2011 (МЭК 60050-161:1990). На территории стран Таможенного союза действует Технический регламент ТР ТС 020—2011«Электромагнитная совместимость технических средств».
Ранее в ЕС за электромагнитную совместимость оборудования и приборов (бытовых и промышленных) действовала директива 2004/108/ЕС, но 20 апреля 2016 года она была заменена на более прогрессивную директиву 2014/30/ЕС. В Великобритании по поводу ЭМС был принят регламент 1992/2372 (со всеми дополнениями и поправками).
Стоит отметить, что в плане ЭС постоянно проводятся конференции и симпозиумы, например 7-11 августа 2017 года в Вашингтоне, США, проходил ежегодный Симпозиум по электромагнитной совместимости, целостности сигнала и мощности EMC+SIPI 2017. Это крупнейшее в области изучения ЭМС мероприятие, где учёные обмениваются опытом, делятся наработками. А буквально через месяц, с 4-го по 8-ое сентября этого года во Франции, в городе Анже проводили европейскую конференцию в области ЭМС EMC Europe 2017.