Неожиданное открытие показывает, что «безжизненная» полярная пустыня может оказаться довольно оживленным местом
Ученые из Великобритании обнаружили в полярном снегу и льде активно функционирующих бактерий. Это достоверное свидетельство обитаемости среды, ранее считавшейся практически стерильной. Более того, указанные бактерии должны оказывать заметное воздействие не просто на экологический баланс Арктики, но и на наши представления о зоне обитаемости земной жизни в целом. Соответствующая статья опубликована в Journal of the Royal Society Interface.
Авторы работы провели серию лабораторных экспериментов, показавших, что ряд бактерий могут не просто выживать, но и быть метаболически активными (питаться) в условиях, типичных для арктического и антарктического снега и льда. Чтобы проверить, происходит ли это на самом деле, они применили довольно неожиданный метод исследования бактериальной активности на месте. Любой забор образцов снега на анализ создает угрозу его загрязнения людьми или инструментами, используемыми для взятия проб. Поэтому авторы в полярных условиях облучали часть исследованного ими снега и льда мощными ультрафиолетовыми лампами, а другую часть образцов никак не трогали. Затем с помощью сверхчувствительных средств анализа состава воздуха они изучали его состав рядом с обоими типами “проб”.
У нетронутых образцов были обнаружены заметные следы йодметана (CH3I). Это характерный продукт жизнедеятельности тех бактерий (типичных и для холодной морской воды), которых ученые ожидали увидеть в полярном снегу и льдах на основании своих лабораторных экспериментов.
Исследователи отмечают, что возможность активного метаболизма бактерий в таких неожиданных условиях означает, что традиционное понимание зоны обитаемости может быть некорректным. Сегодня считается, что такая зона лежит лишь там, где есть жидкая вода. Полярный снег и лед, как правило, многолетние и контакта с жидкой водой не имеют долгие годы. Однако, ряд планет (от Марса до экзопланет в других системах), где есть открытый водный снег и лед (полярные шапки и так далее) все же могут быть средой, пригодной для питания бактерий.
Другое следствие открытия — тот факт, что образцы гренландского и антарктического льда, по которым исследуют атмосферу прошлого, могут быть не герметичными «пузырьками с воздухом», а, напротив, несколько загрязненными продуктами выделения таких бактерий. Они должны нарабатывать углекислый газ, следовательно, ледовые керны будут иметь больше СО2, чем там было на момент образования льда. Это могло заметно исказить имеющиеся у палеоклиматологов данные по климату прошлого.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Мифы о цифровом поколении разоблачены: молодым интересны Ремарк и родители