Найти тему
zabivan

Ангарск

 Слышали ли вы раньше об Ангарске? Готов поспорить, что немногие жители европейской части России точно представляют, где он находится :)
А между тем это третий по величине город Иркутской области. Город, достойный быть в одном ряду с такими знаменитыми союзными стройками, как Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре или недалеко расположенный Братск. Монументальная сталинская застройка, широкие проспекты с трамваем и уютные внутриквартальные улочки - это ли не повод для приятной прогулки? Приглашаю узнать немного больше об этом безусловно интересном городе.
Слышали ли вы раньше об Ангарске? Готов поспорить, что немногие жители европейской части России точно представляют, где он находится :) А между тем это третий по величине город Иркутской области. Город, достойный быть в одном ряду с такими знаменитыми союзными стройками, как Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре или недалеко расположенный Братск. Монументальная сталинская застройка, широкие проспекты с трамваем и уютные внутриквартальные улочки - это ли не повод для приятной прогулки? Приглашаю узнать немного больше об этом безусловно интересном городе.
1. Ангарск - город хоть и достаточно крупный (226 тысяч жителей, пика численности населения достиг в 1992 - 269 тысяч), собственного аэропорта не имеет: областной центр, Иркутск отсюда всего в 46 км. Логично, что железнодорожный вокзал - главные ворота города, откуда мы и начнем прогулку.

Вокзал в Ангарске открыт в 1961 году, в год первого полета человека в космос, и его внутреннее оформление было посвящено космической теме. Увы, оно не сохранилось. Здание крупное - очевидно, строилось с заделом на будущее (так, предусмотрены подземный переход с выходом на пути - нечастое явление на провинциальных вокзалах). Со стороны путей смотрится не так величественно - уровень привокзальной площади ниже на этаж.
1. Ангарск - город хоть и достаточно крупный (226 тысяч жителей, пика численности населения достиг в 1992 - 269 тысяч), собственного аэропорта не имеет: областной центр, Иркутск отсюда всего в 46 км. Логично, что железнодорожный вокзал - главные ворота города, откуда мы и начнем прогулку. Вокзал в Ангарске открыт в 1961 году, в год первого полета человека в космос, и его внутреннее оформление было посвящено космической теме. Увы, оно не сохранилось. Здание крупное - очевидно, строилось с заделом на будущее (так, предусмотрены подземный переход с выходом на пути - нечастое явление на провинциальных вокзалах). Со стороны путей смотрится не так величественно - уровень привокзальной площади ниже на этаж.

Нужно упомянуть, что первое десятилетие молодой индустриальный город обслуживала другая пассажирская станция - Майск. Кстати, именно так назывался и сам Ангарск при основании. Прибывающих с запада строителей встречал просторный вокзал, с высокими потолками и большим залом ожидания. Изначально предполагался небольшой рабочий поселок на 30 тысяч, но Ангарск быстро рос (к 1959 году численность населения города насчитывала уже 134 тысячи), композиционный центр города сместился на юг, а Майск оказался на окраине, почти в промзоне. Именно по этой причине город получил новый вокзал, поближе к жилым районам. Интересно, что в Майск в 1954 году запущена вторая очередь трамвая, а вокзал Ангарск с центром города имеет только автобусное сообщение. Жителям Усолья-Сибирского в годы дефицита (а Ангарск в советские годы принадлежал к более высокой категории снабжения) выходили с электрички в Майске, чтобы продолжить путь в город на трамвае. Увы, в постсоветские годы майский вокзал был закрыт (ускоренные электропоезда проезжают платформу Майск без остановки), десятилетие пугал заколоченными листами жести окнами, пока в 2014 году не был снесен. Вот такая грустная история первого вокзала в Ангарске.

2. Ангарск часто называют "городом, рожденным Победой", ведь появился он в 1945 году, как площадка для строительства будущего завода искусственного жидкого топлива, оборудование для которого было завезено по репарациям из Германии.

Жилую часть Ангарска из окна проезжающих по Транссибу поездов не видно - она отделена от крупнейшей в Азии промышленной зоны (можете себе представить!), расположенной за железнодорожной магистралью, широкой защитной лесополосой. Поэтому путь от вокзала до города не такой уж близкий - более километра.

Нужно упомянуть, что город выходит к Ангаре - реке, в честь которой получил название - все той же промзоной, поэтому набережной в Ангарске как таковой нет. Однако, благодаря такой планировке город получил простор для развития.
Жилую часть Ангарска из окна проезжающих по Транссибу поездов не видно - она отделена от крупнейшей в Азии промышленной зоны (можете себе представить!), расположенной за железнодорожной магистралью, широкой защитной лесополосой. Поэтому путь от вокзала до города не такой уж близкий - более километра. Нужно упомянуть, что город выходит к Ангаре - реке, в честь которой получил название - все той же промзоной, поэтому набережной в Ангарске как таковой нет. Однако, благодаря такой планировке город получил простор для развития.
3. Начало города обозначивает симметричная композиция из двух портиков, называемая "Ангарские ворота".
3. Начало города обозначивает симметричная композиция из двух портиков, называемая "Ангарские ворота".
4. И это не дворец культуры или какое-то административное здание. Жилой дом с колоннами смотрится необычно даже для сталинки.
4. И это не дворец культуры или какое-то административное здание. Жилой дом с колоннами смотрится необычно даже для сталинки.
5. Бульвар на улице Ленина, ведущей от железнодорожного вокзала.
5. Бульвар на улице Ленина, ведущей от железнодорожного вокзала.
6. А вот и центр города - монументальный ДК Нефтехимиков с памятником вождю на одноименной площади. В Ангарске два градообразующих предприятия - нефтеперерабатывающий завод и электролизный химический комбинат, занимавшийся обогащением урана. И если первый процветает и сегодня (если не считать ряда сопутствующих производств, выделенных из структуры АНХК), то второй влачит жалкое существование, фактически превратившись в склад отработанного ядерного топлива под открытым небом (предполагалось, что в Ангарске создадут международный центр по переработке ядерных отходов, но дело не особенно продвинулось - старое предприятие развалили, новое так и не создали).

В Ангарске плохо с экологией - в сравнении с соседним Иркутском в городе хуже статистика по онкологии. Ангарск занимает шестое место в списке городов России с наиболее неблагополучной экологической ситуацией (после Норильска, Череповца, Новокузнецка, Липецка, Магнитогорска).
6. А вот и центр города - монументальный ДК Нефтехимиков с памятником вождю на одноименной площади. В Ангарске два градообразующих предприятия - нефтеперерабатывающий завод и электролизный химический комбинат, занимавшийся обогащением урана. И если первый процветает и сегодня (если не считать ряда сопутствующих производств, выделенных из структуры АНХК), то второй влачит жалкое существование, фактически превратившись в склад отработанного ядерного топлива под открытым небом (предполагалось, что в Ангарске создадут международный центр по переработке ядерных отходов, но дело не особенно продвинулось - старое предприятие развалили, новое так и не создали). В Ангарске плохо с экологией - в сравнении с соседним Иркутском в городе хуже статистика по онкологии. Ангарск занимает шестое место в списке городов России с наиболее неблагополучной экологической ситуацией (после Норильска, Череповца, Новокузнецка, Липецка, Магнитогорска).
7. Самое красивое здание Ангарска - главпочтамт (в народе - "шпиль"). Угадываются мотивы Адмиралтейства, не находите? Ангарск проектировали ленинградские архитекторы, поэтому здесь многое напоминает Петербург.
7. Самое красивое здание Ангарска - главпочтамт (в народе - "шпиль"). Угадываются мотивы Адмиралтейства, не находите? Ангарск проектировали ленинградские архитекторы, поэтому здесь многое напоминает Петербург.
8.
8.
9. Вид с площади Ленина в сторону вокзала.
9. Вид с площади Ленина в сторону вокзала.
10.
10.
11. Улица Карла Маркса (до 1961 года - проспект Сталина). Здесь до середины 1960-х проходила трамвайная линия. Видимо, городские власти посчитали, что рельсы портят облик центральной площади, и трамвай передислоцировался на параллельную улицу Московская.
11. Улица Карла Маркса (до 1961 года - проспект Сталина). Здесь до середины 1960-х проходила трамвайная линия. Видимо, городские власти посчитали, что рельсы портят облик центральной площади, и трамвай передислоцировался на параллельную улицу Московская.
12. Бывшая гостиница "Саяны", сегодня занимаемая администрацией города. До недавнего времени в Ангарске было двоевластие - статуса городского округа он не имел, действовали органы власти Ангарского района (куда, кроме Ангарска, входили небольшой поселок Мегет и четыре крохотные деревеньки) и Ангарского муниципального образования. Раздутый аппарат чиновников и отсутствие четкого разграничения полномочий сильно осложняли жизнь горожан, пока на референдуме  в 2015 году город и район не объединились в городской округ.
12. Бывшая гостиница "Саяны", сегодня занимаемая администрацией города. До недавнего времени в Ангарске было двоевластие - статуса городского округа он не имел, действовали органы власти Ангарского района (куда, кроме Ангарска, входили небольшой поселок Мегет и четыре крохотные деревеньки) и Ангарского муниципального образования. Раздутый аппарат чиновников и отсутствие четкого разграничения полномочий сильно осложняли жизнь горожан, пока на референдуме  в 2015 году город и район не объединились в городской округ.
13.
13.
14. Занятно, что сталинский центр в Ангарске неофициально называется "Старым городом". Логично, ведь ничего старее в городе нет :) Центр считается более престижной частью, однако, состояние некоторых домов все-таки далеко от идеального.
14. Занятно, что сталинский центр в Ангарске неофициально называется "Старым городом". Логично, ведь ничего старее в городе нет :) Центр считается более престижной частью, однако, состояние некоторых домов все-таки далеко от идеального.
15. Немецкие мотивы. Мне кажется, что этот дом отлично бы смотрелся в послевоенном Калининграде.
15. Немецкие мотивы. Мне кажется, что этот дом отлично бы смотрелся в послевоенном Калининграде.
16. Я гулял по Ангарску поздней осенью - в октябре 2014 года - деревья на тот момент уже в основном сбросили листву.
16. Я гулял по Ангарску поздней осенью - в октябре 2014 года - деревья на тот момент уже в основном сбросили листву.
17. Длинное здание политехникума.
17. Длинное здание политехникума.
18.
18.
19. Трамвай появился в Ангарске в 1953 году, вагон следует как раз по первой городской линии, связавшей ФЗО с управлением комбината.

Сегодня действует 8 маршрутов (в лучшие годы было 12), но большая их часть делает всего по несколько рейсов в день. У двух маршрутов (№3 и №6), проходящих исключительно внутри жилой части города и регулярно следующих в течение всего дня, интервалы тоже непривлекательные - я полчаса прождал "шестерку", опоздав на электричку в Усолье. Неудивительно, что трамвай не особенно популярен среди горожан - к огромным интервалам сюда следует добавить плохое состояние путей и большой износ вагонов. Периодически ставится вопрос о целесообразности содержания трамвая в Ангарске, к счастью, пока дело ограничивается демонтажом малоиспользуемых линий в промзоне.
19. Трамвай появился в Ангарске в 1953 году, вагон следует как раз по первой городской линии, связавшей ФЗО с управлением комбината. Сегодня действует 8 маршрутов (в лучшие годы было 12), но большая их часть делает всего по несколько рейсов в день. У двух маршрутов (№3 и №6), проходящих исключительно внутри жилой части города и регулярно следующих в течение всего дня, интервалы тоже непривлекательные - я полчаса прождал "шестерку", опоздав на электричку в Усолье. Неудивительно, что трамвай не особенно популярен среди горожан - к огромным интервалам сюда следует добавить плохое состояние путей и большой износ вагонов. Периодически ставится вопрос о целесообразности содержания трамвая в Ангарске, к счастью, пока дело ограничивается демонтажом малоиспользуемых линий в промзоне.
20. Типовой кинотеатр "Победа", уже давно не приобщающий ангарчан к важнейшему из искусств.
20. Типовой кинотеатр "Победа", уже давно не приобщающий ангарчан к важнейшему из искусств.
 21. Улица Олега Кошевого. Интересно, зачем в номере вагона префикс "Т"? Только в Ангарске встречал такое.
21. Улица Олега Кошевого. Интересно, зачем в номере вагона префикс "Т"? Только в Ангарске встречал такое.
22. Центральный рынок, построенный по одному проекту с печально известным Басманным рынком в Москве, обрушившимся в 2006 году.
22. Центральный рынок, построенный по одному проекту с печально известным Басманным рынком в Москве, обрушившимся в 2006 году.
23. Эффектно смотрится!
23. Эффектно смотрится!
24. Советские артефакты.
24. Советские артефакты.
25.
25.
26. Бывшее здание фабрично-заводской школы сегодня занимает "территория бизнеса". Как символично.
26. Бывшее здание фабрично-заводской школы сегодня занимает "территория бизнеса". Как символично.
27. Северная часть центра начала застраиваться в первую очередь, там встречаются преимущественно вот такие двухэтажные домики.

Кстати, в Ангарске очень свеобразная адресная система. В старом городе здания находят по кварталам, в новой части - более привычные микрорайоны, пронумерованные, однако, на карте города далеко не по порядку. Жителям привычно, а вот приезжим ориентироваться в Ангарске сложновато.
27. Северная часть центра начала застраиваться в первую очередь, там встречаются преимущественно вот такие двухэтажные домики. Кстати, в Ангарске очень свеобразная адресная система. В старом городе здания находят по кварталам, в новой части - более привычные микрорайоны, пронумерованные, однако, на карте города далеко не по порядку. Жителям привычно, а вот приезжим ориентироваться в Ангарске сложновато.
28.
28.
29. Осень!
29. Осень!
30. Дворик. Ангарск во многом сохранил советскую атмосферу
30. Дворик. Ангарск во многом сохранил советскую атмосферу
31.
31.
32.
32.
33. 35-й квартал, который соседствует с 27-м и 37-м (36-го почему-то нет)
33. 35-й квартал, который соседствует с 27-м и 37-м (36-го почему-то нет)
34. Выхожу снова на улицу Кирова, вдали - "шпиль". Очень ленинградский вид!
34. Выхожу снова на улицу Кирова, вдали - "шпиль". Очень ленинградский вид!
35. Политехникум с другого ракурса. Угловая башня похожа на карандаш, а само здание выглядит угловатым, громоздким и приземистым.
35. Политехникум с другого ракурса. Угловая башня похожа на карандаш, а само здание выглядит угловатым, громоздким и приземистым.
36.
36.
37. ДК "Энергетик". В Ангарске действует три ТЭЦ, так что отдельный клуб для людей этой профессии полагался по статусу :)
37. ДК "Энергетик". В Ангарске действует три ТЭЦ, так что отдельный клуб для людей этой профессии полагался по статусу :)
38. Уже упомянутая улица Московская с трамваем
38. Уже упомянутая улица Московская с трамваем
39. Доска почёта, обязательная для каждого советского города
39. Доска почёта, обязательная для каждого советского города
40. Ностальгическая стела
40. Ностальгическая стела
41. В южной, более поздней части центра застройка этажностью выше приобретает более монументальный вид:
41. В южной, более поздней части центра застройка этажностью выше приобретает более монументальный вид:
42. Трамвайная линия сворачивает с Московской на Горького. В желтом доме в советские годы располагалась швейная фабрика, сегодня в нем ТЦ "Центр".
42. Трамвайная линия сворачивает с Московской на Горького. В желтом доме в советские годы располагалась швейная фабрика, сегодня в нем ТЦ "Центр".
43. Поликлиника в здании бывшей школы
43. Поликлиника в здании бывшей школы
44. Ангарск мне очень нравится комплексным характером застройки. В моей Чите сталинки разбросаны по центру, перемешиваясь с дореволюционными зданиями (каменными и деревянными), невзрачными хрущевками и современными многоэтажками.
44. Ангарск мне очень нравится комплексным характером застройки. В моей Чите сталинки разбросаны по центру, перемешиваясь с дореволюционными зданиями (каменными и деревянными), невзрачными хрущевками и современными многоэтажками.
45. Приятное здание детского сада
45. Приятное здание детского сада
46. Южнее улицы Файзулина сталинки сменяют прогрессивные по меркам 60-х крупнопанельные дома.
В Усолье-Сибирском, где я часто гощу у родственников, с кондитерскими раньше было не очень, и почти каждый визит в Ангарск не обходился без посещения "Шоколадного рая"
46. Южнее улицы Файзулина сталинки сменяют прогрессивные по меркам 60-х крупнопанельные дома. В Усолье-Сибирском, где я часто гощу у родственников, с кондитерскими раньше было не очень, и почти каждый визит в Ангарск не обходился без посещения "Шоколадного рая"
 47. Кинотеатр "Мир@max", бывший "Мир":
47. Кинотеатр "Мир@max", бывший "Мир":
48.
48.
49.
49.
50.
50.
51. На пересечении с улицей Чайковского находится первый в Ангарске девятиэтажный жилой дом с магазином "Дом книги". Здесь в 2011 я купил свою трудовую книжку :) Не знаю, как сейчас, но тогда магазин, казалось, абсолютно не поменялся с советских времен - старые стеллажи, система касс и выдачи товара по предъявлению чека.
51. На пересечении с улицей Чайковского находится первый в Ангарске девятиэтажный жилой дом с магазином "Дом книги". Здесь в 2011 я купил свою трудовую книжку :) Не знаю, как сейчас, но тогда магазин, казалось, абсолютно не поменялся с советских времен - старые стеллажи, система касс и выдачи товара по предъявлению чека.
Прогулка по новой части города - в следующей части, а пока еще немного центра
52. "Пальмира", бывший "Детский мир". Почти напротив него - известный Музей часов, главная ангарская достопримечательность (увы, не заснял):
Прогулка по новой части города - в следующей части, а пока еще немного центра 52. "Пальмира", бывший "Детский мир". Почти напротив него - известный Музей часов, главная ангарская достопримечательность (увы, не заснял):
53. Вид улицы Карла Маркса
53. Вид улицы Карла Маркса
54. На тихих улочках центра
54. На тихих улочках центра