4 декабря боровчане и гости города впервые слушали «Житие и страдание боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой»
16 декабря 2017 года исполняется 85 лет замечательному русскому композитору, современному классику Родиону Константиновичу Щедрину. К этой юбилейной дате приурочен Всероссийский музыкальный фестиваль «Запечатленный ангел», одноименный хоровому музыкальному произведению композитора. В названии фестиваля читается одна из главных тем творчества Родиона Константиновича — тема духовного подвига. Именно поэтому одним из кульминационных моментов фестиваля, проходящего во многих городах России, стало исполнение хоровой оперы «Боярыня Морозова» в городе Боровске.
Несмотря на интерес к старообрядчеству, композитора «за живое» задел именно образ боярыни Морозовой, но воплотить в музыке его долго не получалось:
В центре всё оказывался протопоп Аввакум… И с оркестром я не мог разобраться.
В 2006 году Щедрин нашел нужную форму и появилась русская хоровая опера для четырех солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных. Автором либретто по мотивам «Жития протопопа Аввакума», его писем к Морозовой и ее сестре Урусовой и «Жития боярыни Морозовой и сестры ея княгини Урусовой и Марии Даниловой» стал сам композитор. Премьера оперы состоялась в Большом зале Московской консерватории 30 октября 2006 года в рамках Международного фестиваля «Московская осень». И все же тогда это было концертное исполнение оперы Камерным хором Московской консерватории, а ее сценическое воплощение произошло лишь в 2015 году на IX Зимнем Суриковском фестивале искусств в Красноярске. Летом этого года состоялась премьера новой версии оперы в постановке режиссера Виктории Агарковой и выпускников факультета музыкального театра ГИТИС-РАТА (мастерская Г. Исаакяна). Именно эта постановка стала исполнением пожелания Родиона Щедрина: опера наконец была исполнена в Боровске, в городе, где приняла свои страдания и смерть Феодосия Морозова.
4 декабря состоялась премьера оперы на сцене боровского РДК. С вступительным словом выступили заведующая Отделом культуры Боровского района Ирина Башкирева, художественный руководитель фестиваля Александр Соловьев. Очень трогательное приветствие прозвучало от профессора Московской консерватории Евгении Кривицкой, выразившей суть оперы цитатой:
Опера рождается, когда градус эмоций настолько высок, что людям недостаточно слов, и они переходят на язык музыки, пения.
На премьере оперы присутствовал предстоятель Русской Православной старообрядческой церкви Корнилий (Титов), митрополит Московский и всея Руси, посетивший в двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы боровскую старообрядческую общину.
Опера, длящаяся менее часа, полностью захватила даже неискушенных слушателей и погрузила их в мир духовного подвига, непреклонности двух сестер, претерпевших дыбу и смерть за веру. Каждая сцена потрясает своей простой, но в тоже время эмоциональной насыщенностью и тех, кто знаком с «Житием боярыни Морозовой», и тех, кто открывает жизнь боровской мученицы для себя впервые. Образы двух сестер-мучениц, их твердость и спокойствие оттеняются беснующейся толпой, то лестью, то угрозами призывающих боярыню Морозову изменить старой вере. Очень трагична и сцена гибели сына Феодосии Прокопьевны Ивана, тяжело воспринимаются и сцены мучения и смерти двух сестер. И каждый раз появляется протопоп Аввакум, духовный отец Морозовой и Урусовой, который своими словами ослабляет эмоциональное напряжение:
Успе блаженная Феодора с миром. О, православные, соберитесь матери и девы и рыдайте, плачьте и горче рыдайте со мною.
Многие покидали зал в молчании, кому-то наоборот было необходимо высказать вслух возникшие эмоции, мысли, чувства, переживания. Но даже на самых скептически настроенных слушателей опера произвела неизгладимое впечатление.
--------