Найти тему

Как построить систему инноваций в компании

Что же такое — инновации? 

К инновациям относятся все изменения или новшества, которые вы впервые применили в своей компании и которые, дали экономический результат — увеличение доли рынка, доли клиентской базы, повышение прибыли, сокращение расходов и др. Так же, инновация всегда несет в себе возможность создания новой ценности для потребителей.

И неважно, какой тип инноваций внедряется на предприятии — они все, в конечном итоге, должны работать на потребителя, на удовлетворение его потребностей. 

Практически все компании информационно насыщенны, и сильно зависят от знаний как стратегического ресурса. Знаний всех видов, в любой части бизнеса — от бухгалтерии до производства и сбыта. Знания же, являются основой инноваций — знания о происходящих изменениях, влияющих на бизнес. 

Инновации должны ответить на вопросы:

Что нужно добавить, что бы сделать более эффективной нашу деятельность? 

Какие небольшие изменения могли бы многократно усилить наши ресурсы?

Анализ бизнеса. Где мы находимся? 

Прежде чем определить масштаб нужных нововведений и разработать инновационную систему, именно для вашей компании, придется проанализировать такие области деятельности как — существующие продукты или услуги, процессы, технологии, рынки и каналы распределения. 

Такой анализ деятельности компании, способствует выявлению слабых мест и показывает дальнейший путь для развития. Данные, которые получит ваша компания при таком анализе, «поставят диагноз», на основании которого и определяется масштаб нововведений в компании и временные рамки его проведения. 

Весь анализ строится на составлении списка выпускаемых продуктов или оказываемых услуг, рынков на которых вы работает и каналов распределения. 

Определяется, каков жизненный цикл каждого продукта (услуги) и что нужно предпринять по каждому из них: 

Как еще долго можно выпускать тот или иной продукт? 

Сколько ему еще осталось жить на рынке? 

Устарел ли он физически или морально? Или нет, и когда это произойдет? 

На каком жизненном цикле находится? 

Эти же вопросы правомерны и для услуг. Ответы на эти и другие вопросы дадут вам более-менее реальную карту развития продуктов, рынков и каналов распределения. 

Укажут, что можно ожидать и что можно предпринять, чтобы достичь целей по объему продаж, рыночной доле, доле потребителей, позиций брендов (если есть таковые) и прибыльности компании. На основании этого анализа, и будет строиться план поиска и ввода инноваций. 

Как и всегда, наличие плана предполагает сделать расчет финансовых ресурсов для проведения инновационных действий и позволяет рассчитать, сколько нужно людей с необходимыми качествами для такой работы. 

Практика инноваций 

Прежде чем показать, кто в вашей компании должен стоять у руля инноваций, как изменить культуру компании, как управлять идеями и знаниями, мы остановимся на основных моментах практики управления инновациями. 

Что нужно сделать для того, что бы управление стало эффективным, и приносило реальную пользу? 

Первое. Менеджеры и работники компаний заняты своими первоочередными делами, текучкой, не видят «леса из-за деревьев». Обычный ответ — наш бизнес и так хорош, объемы растут, все идет нормально. И инновации или их поиск, только раздражают людей, становятся помехой и могут разбить зону комфорта или покоя. Поэтому, первый ваш шаг будет направлен на ваших работников, на объяснение того факта, что бы кроме проблем они видели благоприятные возможности. Для чего, нужно создать систему поиска идей и поощрений (о чем будет сказано далее). Затем создаются группы из наиболее перспективных и думающих нестандартно людей. Обычно, в любой компании такие есть, включая высший менеджмент. На малом предприятии, обычно, зачинщиком инноваций является сам предприниматель или директор. 

Так, например, создается команда из нескольких специалистов и изыскивает способы использования новых или уже существующих технологий, задаваясь вопросом: «Как можно делать этот бизнес другими способами, и как можно что-то изменить?». 

Представители созданной команды читают отраслевые журналы, посещают выставки и конференции (чем они разнообразнее по тематике, тем лучше) и составляют отчеты о существующих трендах и возникающих изменениях, в том числе: глобальных, в обществе, технологиях. Найдя нечто интересное, оценивают происходящее и направляют результаты своего поиска соответствующим менеджерам или приглашенным экспертам. 

Возможен следующий путь втягивания ваших сотрудников в инновационный процесс. В ежеквартальном информационном бюллетене сообщается об актуальных проектах и предлагается менеджерам, технологам и всем рядовым сотрудникам направлять свои предложения через внутреннюю информационную сеть компании. И собранные предложения обсуждать в определенный день каждой недели всеми сотрудниками рабочего проекта. 

Второе. Организовать проведение совещаний по проблемам инноваций, заслушивания и разбора предложений по открывшимся возможностям. 

Так, наиболее рациональны будет ежеквартальные совещания по инновационному управлению для руководителей подразделений. На таких совещаниях, рассматривают удачные инновационные проекты и наиболее значимые для бизнеса изменения во многих сферах — от технологий, до различных надзорных органов. Отчеты могут включать в себя следующие разделы: 

-наиболее удачные методы выявления благоприятных возможностей; 

-выводы и планы текущей инновационной деятельности; 

-методы распространения положительного опыта поиска и внедрения инноваций в компании.

-стимулирование персонала на креатив. 

Это так же, является методом втягивания менеджеров в инновационную деятельность, создания у них нового отношения — своеобразная настройка на результат. 

Шаблон отчета подразделений 

Пути достижения успеха. 

Методы выявления благоприятных возможностей. 

Выводы и планы текущей инновационной деятельности каждого подразделения. 

Основные вопросы. 

Третье. Проводить встречи, где один или несколько человек из руководства разговаривают с младшим персоналом из всех подразделений. Время проведения таких заседаний определяется тем, насколько быстро происходят изменения в отрасли, в которой работает ваша компания. Допустим, для химической отрасли это встречи раз в год, а для продуктовой — раз в месяц или квартал. 

Есть и такой вариант: говорите всем сотрудникам о том, что вам нужны их соображения. Эти идеи могут поступать отовсюду и от любого человека. В ежеквартальном информационном бюллетене сообщается об актуальных проектах и предлагается менеджерам, технологам и рядовым сотрудникам направлять свои предложения через внутреннюю информационную сеть компании. Каждую неделю такие предложения обсуждаются сотрудниками рабочих проектов. 

Такие встречи дают неоспоримые результаты. Они способствуют созданию более глубоких связей между подразделениями компании, обмену информацией и средством осознания себя причастным к развитию компании. Создается инновационная атмосфера во всех подразделениях вашей компании. 

Форма отчета о проведенной работе 

Пожелания и предложения относительно работы компании. 

Личные планы. 

С какой стороны можно ждать неприятностей. 

Благоприятные перспективы. 

Разработка новых изделий. 

Как работать по-новому? 

Вопросы по работе компании, и ее политике. 

Вопросы — положение компании на рынке, идет ли компания в ногу со временем в техническом отношении. 

Перспективы развития бренда(ов). 

Рекламная политика, предложения. 

Предложения по продвижению новых товаров и услуг. 

Практика таких встреч, предполагает рассмотрение нескольких инновационных идей, будь то новые продукты (услуги, процессы и т.д.) или их простая модернизация. 

Для более подробного анализа предложения, задаются следующие вопросы. (в Приложении №1, чуть ниже). 

Как говорит Робин Шарма: «Никогда не бойся задавать самые простые вопросы. Вопросы — это самый эффективный метод просветленного знания». Если на все вопросы будет дан серьезный и положительный ответ, то можно рассмотреть возможность дальнейшей разработки данной идеи.