ВОЛШЕБНЫЙ МИР ВЕЕРА
Если в XVII веке веер служил чисто утилитарным целям, то уже в XVIII-м стал орудием изощренного кокетства. По этому поводу даже ходил каламбур: «Одного любить не в моде, ныне машут по погоде». Эту и другие истории, связанные с «волшебным миром веера», вы узнаете, посетив выставку из коллекции музея Останкино.
ДЮШАН, МЭН РЕЙ, ПИКАБИЯ
Сегодня их называют пионерами дадаизма, а в 1913 году Дюшан, Мэн Рей и Пикабия были просто ребятами из одной «тусовки». Рэй делал фотоколлажи и аэрографии, Дюшан подрисовывал усы Моне Лизе, Пикабия окружал чучело обезьяны именами великих живописцев прошлого. Творчество этих ниспровергателей основ представлено на выставке в Лондоне.
КИТАЙСКОЕ ИСКУССТВО. ФАРФОР И СТЕКЛО.
Выставка частного собрания московских коллекционеров Аваловых стала последним музейным проектом года Китая в России. В экспозиции – больше трехсот уникальных образцов китайского фарфора и стекла конца XVI – первой половины XX вв., впервые представляемых широкой публике.
АНРИ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК
Аристократ по крови, респектабельному обществу Тулуз-Лотрек предпочел артистическую богему Монмартра. «Фирменные» приемы художника давно растащили на цитаты, и все же он навсегда останется первым мастером плаката эпохи модерна. В Швеции его работы не показывали уже сорок лет, зато открывающаяся в феврале выставка продемонстрирует свыше двухсот полотен.
FROM RUSSIA
Этот мегапроект уже вошел в список самых громких событий года: работы русских и французских мастеров 1870–1925 гг. из музеев Москвы и Санкт-Петербурга отправились в столицу Британии. Экспозиция разделена на четыре части. В первой сельские пейзажи Репина, Серова, Левитана соседствуют с ландшафтами Милле, Добиньи и Руссо. Вторая представляет импрессионистов и постимпрессионистов из бывших собраний Щукина и Морозова, третья – эскизы к операм и балетами дягилевских Русских сезонов, и, наконец, четвертая – художников русского авангарда.
ВДОХНОВЛЕННЫЙ РИСУНКОМ
Искусствовед А. Бакушинский (1883–1939) основал отдел графики Третьяковской галереи, внедрил в практику новые методы хранения этих хрупких работ и значительно пополнил музейную коллекцию. Он был куратором выставок «Русский академический рисунок» (1925 г.) и «Русский рисунок за 10 лет Октября» (1927 г.). Нынешняя экспозиция, целиком посвященная графике, приурочена к 175-летию со дня рождения Бакушинского.
ВЛАДИМИР ГРИНБЕРГ
«Галеев галерея» извлекает из забвения очередное имя. На этот раз героем выставки станет Владимир Гринберг (1896–1942), ленинградский художник, погибший в блокаду. Ученик М. Добужинского и А. Яковлева, член «Мира искусства», АХРРа, он также преподавал в Архитектурном институте. Живописец тонкой культуры и изысканного вкуса», в конце жизни писавший преимущественно портреты, был, разумеется, постоянно критикуем за «безыдейность» и «эстетство».
РИСУНКИ МАСТЕРОВ ХХ ВЕКА
На фоне массового увлечения самыми разными видами искусства рисунку отводится особое место. Бытует мнение, что этот жанр коллекционируют исключительно просвещенные эстеты. Чтобы увидеть их своими глазами, стоит отправиться на выставку в Мадрид – и насладиться упоительными пастелями Дега, красочными этюдами Матисса, бесхитростностью графических штудий Бранкузи….
МИХАИЛ РОГИНСКИЙ
Мэтр советского нонконформизма, ныне живущий в Париже, отвергал соцреализм как «слишком художественное» явление и всю жизнь стремился пробиться «к правде повседневного». Одним из первых Рогинский использовал эстетику вещи (примус, спичечный коробок) в своих объектах – панно и картинах, имитирующих кафельные плитки.