Хронометражи - это картины реальности из другого времени. Иногда люди попадают в такие необъяснимые состояния, когда вокруг них разворачиваются картины иных миров, прошлого или будущего. Это вариант путешествия во времени. Иногда люди попадают в другие миры через тоннели времени и пространства.
Некоторые специалисты считают, что все мы в той или. иной степени способны воспринимать необычные сигналы. Однако для того, чтобы увидеть полноценный хрономираж, чаще всего требуется толчок извне — эмоциональные перегрузки (при этом информация может поступить в виде странного сна), природные явления, которые могут изменять течение времени. Говоря о последних, нелишне вспомнить, что львиная доля загадочных картин наблюдается вблизи геологических разломов (Новохоперская зона), воздушных и водяных вихрей, каковыми являются, в частности, изгибы рек типа Жигулей и теплое течение Гольфстрим. Вероятно, вследствие какой-то природной аномалии событие, произошедшее в прошлом, и событие, имеющее место в настоящем, оказываются здесь совмещенными в одном и том же месте.
Очевидцы подобных случаев наблюдают здания, разговаривают с людьми, которых уже не должно существовать на Земле десятки, а то и сотни лет. Невероятному «контакту» нередко предшествует какая-нибудь погодная аномалия (сильная гроза или густой туман). Существует еще одна любопытная гипотеза относительно механизма возникновения хрономиражей. В соответствии с ней, излучение аномальных зон, а также нарушения течения времени в них приводят к тому, что в окружающую среду начинают транслироваться статические записи из поля памяти, хранящие информацию о прошедших событиях. Возникающий при этом информационный поток движется навстречу подобному же потоку, формируемому событийным рядом, и становится частью процесса, формирующего реальность. Если энергетический поток, передающий статическую запись о прошлом, слаб, генерируемая информация сама по себе не способна пробиться в наше сознание. Однако он может ретранслироваться любой возникшей на пути отражающей поверхностью и таким образом становится доступным для восприятия органами чувств живых существ в качестве фантастического миража на небесах со звуковым сопровождением. Если над головами случайных свидетелей в это время не будет природного «зеркала», то информация о прошлых событиях будет воспроизведена на поверхности земли со всеми подробностями в динамике в виде объёмных цветных изображений.
Особенно сильные энергопотоки, «транслирующие» прошедшие события, способны даже оставлять после себя не только следы на почве, но и материальные артефакты (вещи, принадлежащие обитателям хрономиража, следы крови, стрелы, обломки оружия и т.д.). Правда, материальные доказательства здравости рассудка свидетелей невероятного «сеанса» недолговечны. Вероятно, статическая запись несет в себе не всю информацию об устройстве материальных объектов, а только ту часть, которая отвечает за их внешний вид. Хрономиражи с последующим выпадением материальных предметов чаще всего случаются в утренние часы, когда различные испарения от поверхности земли поднимаются высоко в атмосферу и достигают высот, на которых возникают видения. Эти испарения содержат что-то такое, что и запускает механизм материализации. Причиной появления вполне осязаемого оружия, которым сражались на небесах призрачные воины, стало, по-видимому, наличие атомов железа. Они, оказавшись в пространственных объемах хрономиражей, связали в единое целое информационные потоки, формирующие большую реальность (отвечающие за воспроизведение в ней материальных объектов) и поток, отвечающий за «сборку» материальных объектов из атомов и молекул. Но пространственные объемы, падающие на поверхность земли, не успевают «перезаписать» на себя все необходимые для долгого существования информационные структуры. Это объясняет недолговечность выпавших из хрономиража артефактов.