Если вы уже оценили новое творение Аронофски, но так и не поняли, в чем смысл фильма "мама!" (2017), то этот небольшой материал поможет Вам разобраться. Не будем ходить вокруг да около и перейдем сразу к делу.
Смысловая структура произведения состоит из четырех слоев:
I) Семейный конфликт.
Пожалуй, самый поверхностный смысловой пласт. Персонаж Бардема по-настоящему любит лишь свою работу, он одержим славой и любовью публики. Героиня Лоуренс не переносит толпу и шумиху, она мечтает всего лишь быть со своим мужем, но ему этого мало. Купаясь в лучах славы писатель забывает о своей жене и ребенке, что губит семью. Воспользовавшись любовью супруги без остатка (метафорически это подано через вырывание женского сердца) он находит новую спутницу, которую, скорее всего, ждет та же участь.
II)Конфликт поэта и музы.
Героиня Лоуренс - олицетворенное вдохновение поэта, его талант. Но со своим хрупким даром мужчина обходится жестоко. Он растрачивает его понапрасну ради переменчивой славы. Плодом соития поэта и вдохновения является произведение. В этом смысле ребенок Лоуренс и Бардема - результат творчества поэта.
Но для писателя не важно создать что-то значимое для искусства, он жаждет лишь славы и почитания, поэтому отдает свое творение на растерзание публики (сцену с поеданием толпой младенца, думаю, запомнил каждый). После этого его талант в образе Лоуренс угасает. Поэту приходит запоздалое раскаяние, он сохраняет остатки вдохновения, овеществленные в виде хрупкого кристалла, чтобы начать все сначала и создать что-то стоящее не на потребу публике, а ради самого искусства.
III)Библейский смысл.
Библейские мотивы фильма видны невооруженным глазом. Аронофски копирует оттуда целые сцены. Героиня Лоуренс - дева Мария, родившая младенца Иисуса, которого его отец хочет показать собравшимся. В дом Марии и Иосифа приходит Адам (Эд Харрис), из ребра которого бог создал Еву (помните сцену в туалете, где Лоуренс замечает странный шрам на ребре у Эда Харриса?).
Сыновья Эда Харриса и Мишель Пфайффер - трансформация образов Кайна и Авеля. Как и в библейском сюжете, один убивает другого. Когда дом Марии переполняется обезумевший толпой происходит прорыв водопроводной трубы. Это, конечно же, отсылка ко всемирному потопу. Позже младенец Марии отдан на растерзание толпе.
IV)Человек и природа.
Трактовка, на которую указал сам режиссер в своем интервью. Фильм посвящен тому, как человек постепенно уничтожает природу. Образ Лоуренс - олицетворение матери-природы. Дом - планета Земля. Обезумевшая толпа - многочисленные Антропогенные вмешательства, которые постепенно разрушают "сердце дома". Рано или поздно человечество уничтожит планету, но, одумавшись, захочет воссоздать на пепелище новый, возрожденный мир.
Подготовлено телеграмм каналом Au Revoir Shoshanna