Найти тему
Истории из жизни

Борьба с творческим кризисом: советы известных писателей

У каждого человека свои способы бороться с творческим кризисом, но существует один закон для всех — начать делать хоть что-то. Никто не поможет тебе, если ты сам этого не захочешь. При этом даже застой в работе можно использовать как отличный толчок для роста и развития — по крайней мере, это удалось многим известным писателям.

Найти удобное время и место для работы

Владимир Набоков писал «Лолиту» по ночам на заднем сиденье автомобиля, так как считал, что только там нет лишнего шума и отвлекающих факторов. А начиная с какого-то момента в своей жизни, писатель вообще перестал работать после обеда и посвящал это время своим хобби, просмотру футбольных матчей и охоте на бабочек.

«Важен первый толчок. Есть писатели, смотрящие на свой труд как на ремесло: каждый день должно быть написано определённое количество страниц. А я верю в какую-то внутреннюю интуицию, во вдохновение писательское; иногда я пишу запоем, по 12 часов подряд, — я болен при этом и очень плохо себя чувствую. А иногда приходится бесчисленное количество раз переделывать и переписывать».

Принять прокрастинацию как должное

Американский драматург Пол Рудник, чьи пьесы ставились по всему миру, находил ещё время и для написания эссе и сценариев — к примеру, для таких фильмов, как «Степфордские жёны», «Семейные ценности Аддамсов» или «Действуй, сестра».

«Писательство на 90% состоит из промедления: чтение журналов, поедание хлопьев из коробки, просмотр новостей. Делаешь всё, чтобы избежать написания книги до тех пор, пока не наступит четыре часа утра, тот предел, когда тебе всё-таки приходится начать работать».

Придерживаться рутины

Во время работы над очередным романом Харуки Мураками придерживается строгого режима дня. Он просыпается в четыре часа утра и пишет в течение пяти-шести часов. Во второй половине дня пробегает десять километров или проплывает полтора (или и то и другое). Затем читает или слушает музыку, и ровно в девять ложится спать.

«Повторение важно само по себе; это — форма гипноза. Я гипнотизирую сам себя для достижения глубокого состояния ума. Но придерживаться такой рутины долго — шесть месяцев в году — требует большой умственной и физической силы. В этом смысле написание длинного романа похоже на обучение выживанию. Физическая сила столь же необходима, как эмоциональная чувствительность».

Начинать работу даже вопреки своим желаниям

Самый известный совет по преодолению творческого кризиса принадлежит Николаю Гоголю:

«А вы всё-таки пишите... возьмите хорошенькое пёрышко, хорошенько его очините, положите перед собой лист бумаги и начните таким образом: „мне сегодня что-то не пишется“. Напишите это много раз кряду, и вдруг вам придёт хорошая мысль в голову! За ней другая, третья, ведь иначе никто не пишет, и люди, обуреваемые постоянным вдохновением, редки».

Найти источник уверенности в себе

Американский писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе Эрнест Хемингуэй просыпался с восходом солнца и все свои романы писал стоя.

«Иногда, начиная новый рассказ, я не мог сдвинуться с места, и тогда садился перед камином, выжимал мандариновые корки в огонь и наблюдал, как вспыхивают голубыми искрами брызги. Вставал, глядел на парижские крыши и думал: „Не волнуйся. Ты мог писать раньше, и теперь напишешь. Надо только написать одну правдивую фразу. Напиши самую правдивую, какую можешь“. В конце концов я записывал одну правдивую фразу и от неё двигался дальше. И это уже было легко, потому что всегда находилась одна правдивая фраза, которую ты знал или видел, или от кого-то слышал. Если я начинал писать замысловато, или к чему-то подводить, или что-то демонстрировать, оказывалось, что эти завитушки или украшения можно отрезать и выбросить и начать с первого правдивого, простого утвердительного предложения».

Научиться вовремя останавливаться

Снова Хемингуэй:

«Лучше всего останавливаться, пока дело идёт хорошо и знаешь, что должно случиться дальше. Если изо дня в день поступать так, когда пишешь роман, то никогда не завязнешь… Всегда останавливайтесь, пока ещё пишется, и потом не думайте о работе и не тревожьтесь, пока снова не начнёте писать на следующий день. При этом условии вы подсознательно будете работать всё время. Но если позволить себе думать и тревожиться, вы убьёте эту возможность, и ваш мозг будет утомлён ещё до начала работы».

Один из самых плодовитых американских фантастов ХХ века Рэй Брэдбери начал писать после того, как на ярмарке, куда его, двенадцатилетнего, взяла мать, фокусник дотронулся до его носа наэлектризованной бутафорской шпагой и воскликнул: «Живи вечно!»

«Те, кто заходит в тупик, просто делают то, чего им не следовало бы делать: те, кто пишет сценарии или книги, которые писать не стоило, в конце концов придут к творческому кризису, потому что их подсознание заявит: „Больше никакого вдохновения!“».

Фото: The Shining / Warner Bros., 1980

Мы все прекрасно знаем, что контент становится в сотни раз притягательнее при наличии качественного визуального сопровождения. Мы нашли человека, который знает о фотографии все и хотим поделиться с вами его бесценными советами.

Джек Дайкинг – профессиональный фотограф, который посвятил любимому делу почти 50 лет.

«Я был журналистом, поэтому придаю особое значение содержанию изображения: оно должно одновременно воздействовать на зрителя и давать информацию. Я хочу, чтобы мои произведения переносили зрителей туда, где мало кто бывает. Я стараюсь создавать изображения, которые дарят людям удовольствие».

Джек Дайкинг

Джек - лауреат Пулитцеровской премии за художественную фотографию. Метр написал целую книгу «Магия кадра», в которой учит видеть волшебство природы и делать настоящие фотошедевры. Самое приятное, что его советы пригодятся не только профессиональным фотографам с навороченной техникой, но и простым людям, у которых есть только энтузиазм и камера мобильного телефона.

1. Фотографы-пейзажисты любят снимать на восходе и закате. Лучи от низко стоящего солнца подчеркивают фактуру ландшафта. Полуденный же свет резок и ярок, он стирает полутона с утонченными пастельными оттенками.

2. Речь идет об элементах ландшафта, которые выделяют объект внимания фотографа. Это могут быть розовые облака, обрамляющие черно-белый профиль горы, или яркие цветы на фоне темных стволов деревьев. Вариантов — миллион. Мысленно представляя возможное изображение, думайте о том, как выделить объект, окружив его чем-либо.

3. Фотограф выбирает объект для съемки и помещает его в прямоугольник кадра. Линии помогают акцентировать внимание зрителя на важных элементах снимка, следовать за взглядом и мыслью автора. Эта траектория связывает все элементы изображения.

4. Придавая изображению объем с помощью света и тени, текстур и правильного фокусного расстояния, фотограф может задавать направление, по которому движется взгляд. Именно ощущение глубины — признак хорошей фотографии.

Секрет в том, чтобы найти в пейзаже элементы, которые создадут иллюзию объема. Я часами исследую разные места в поисках интересного объекта для съемки. Затем мысленно представляю, как он будет выглядеть, когда солнечные лучи упадут на него под другим углом. Это очень важно: при косом освещении объекты становятся смысловой завязкой снимка, так как возникают из тени и кажутся трехмерными.

5. Хороший фотограф — как фокусник (но не обманщик). Он умеет снимать так, что двухмерные объекты обретают объем. Ищите в пейзаже элементы, которые помогут сделать снимок трехмерным. Например, это могут быть тени при косом освещении. Они отчетливо видны, а объекты как бы вырастают из них. Обращайте внимание на текстуру и контраст цветов, а также на естественные рамки внутри кадра. О рамках следующий пункт.

6. Зрителю всегда нравится контраст. Противопоставления цвета и формы, мягкости и резкости, жизни и смерти, малого и большого увеличивают силу кадра. Чем контрастнее объекты, тем эффектней снимок, тем больше его визуальный вес.

7. Выбрав время для съемки и лучшее положение камеры, размышляйте, что хотите донести до зрителя.

Изображение может производить разное впечатление в зависимости от того, какую гамму цвета вы выберете: теплую или холодную. Вы вольны наполнить фотографию ощущением прохлады или тепла. Иногда можно противопоставить один цвет другому, их соседство даст интересный эффект.

По книге «Магия кадра» Джека Дайкинга.