Найти тему
Культурный Код

"Я не черный художник, я художник...". Стрит-арт. Часть 1.

Начиная разговор о граффити, мне очень хочется сравнить его с рэп музыкой. С самого зарождения оба направления развивались бок о бок. Рэперы рисовали граффити, райтеры читали рэп. Для людей это было хобби, способ самовыражаться, противопоставить себя обществу или заставить это общество обратить на них внимание. Сегодня рэп главный жанр в музыке, граффити или стрит-арт - абсолютно самостоятельное направление в искусстве. При этом, в отличии от рэперов, имена художников широкой публике (особенно в России) неизвестны. Да, мы все знаем и любим Бэнкси, но не им одним живет стрит-арт.

В этой серии статей я хочу хотя бы коротко познакомить вас с художниками: локальными из России, всемирно известными, мужчинами и женщинами, теми, кто выставляется в галереях и теми, кто не показывает лицо, чтобы не попасть в тюрьму за свое творчество.

Жан-Мишель Баския, возможно, самый известный стрит-арт художник, родился в 1960 году в Бруклине. Гаитянский отец и мать пуэрториканского происхождения, как будто, зашили в него свои родные языки и Баския уже к 11 годам отлично читает и разговаривает на английском, французском и испанском языках. Знания из литературы на трех языках, в дальнейшем окажут большое влияние на творчество Жан-Мишеля.

Подсознательно нам кажется, что Баския был ребенком из бедной многодетной семьи - у него было две младшие сестры и старший брат, который погиб незадолго до рождения Жан-Мишеля. На самом деле нет, его отец был успешным финансистом и в 1967 году Баскию отдают в частную школу Saint Ann's School с уклоном в искусство. Судя по всему, именно мать, заметив таланты к творчеству своего сына, оказала большое влияние на выбор будущей деятельности сына.

Jean-Michel Basquiat & Andy Warhol
Jean-Michel Basquiat & Andy Warhol

Через год родители расходятся и Баския, вместе с сестрами, остается на попечении отца, поскольку у матери проявляются проблемы с психологический здоровьем. Через пять лет семья переезжает в Пуэрто-Рико, но через два года снова возвращается в Нью-Йорк. Тогда же у Жан-Мишеля начинаются проблемы с отцом. В 15 лет он сбегает из дома, но через неделю полиция его возвращает. В 17 лет Жан-Мишель бросает Edward R. Murrow High School и переходит в City-As-School High School - школу с экспериментальным обучением для тех, у кого не получается учиться по стандартной программе. За неудачи в учебе отец выгоняет своего сына из дома - отсюда и начинается история Жан-Мишеля Баския как художника.

Живя с друзьями, Жан-Мишель днем подрабатывает продажей самодельных открыток и футболок, а ночью, вместе с другом Элом Диасом рисует граффити под псевдонимом SAMO. Работы представляли собой труднопереводимые на русский язык фразы, в которых обязательно присутствовало слово SAMO. В 1978 году Нью йоркский еженедельник The Village Voice, специализирующийся в основном на событиях культурной жизни, публикует статью о SAMO. В следующем году дружба Диаса и Баския заканчивается и проект завершается лаконичным «SAMO IS DEAD».

SAMO
SAMO

В 1979 году Жан-Мишель появляется на шоу Гленна О'Браена TV Party. В течении следующих нескольких лет, Баския будет появляться там регулярно.

1980 год становится, наверное, самым знаковым в жизни Жан-Мишеля. В ресторане он подошел к сидящему там Энди Уорхолу и сунул несколько своих работ. В июне участвует в выставке The Times Square Show, благодаря чему его замечает итальянский галерист Эмилио Маццоли и приглашает в Модену (Италия), где в мае 1981 года Баския проводит свое первое сольное шоу, а в декабре того же года о нем пишет журнал "Artforum". Так началась международная известность Жан-Мишеля Баскии.

«Знаменитые негритянские атлеты» (1981). "Помимо ритмичности и даже перкуссионности этих слов, их важность в том, что Баския указывает на простой факт: чернокожие знаменитости в Америке существуют только в спорте, но не в культуре и искусстве." (https://arzamas.academy)
«Знаменитые негритянские атлеты» (1981). "Помимо ритмичности и даже перкуссионности этих слов, их важность в том, что Баския указывает на простой факт: чернокожие знаменитости в Америке существуют только в спорте, но не в культуре и искусстве." (https://arzamas.academy)

В 1982 году Баския снова работал в Модене, а потом приехал в Калифорнию, чтобы подготовить серию картин для показа 1983 года. Вместе с ним приехали граффити-художники RAMMELLZEE и FAB 5 FREDDY, арт-дилер Ларри Гагосян и тогдашняя подружка Жан-Мишеля, никому неизвестная Мадонна. Из интервью Ларри Гагосяна: "Все шло хорошо, Жан-Мишель делал картины, я их продавал, и нам было очень весело. Но однажды Жан-Мишель сказал: «Моя девушка собирается остаться со мной». Я был немного обеспокоен - слишком много яиц может испортить омлет, понимаешь? Поэтому я сказал: «Ну, как она?» И он сказал: «Ее зовут Мадонна, и она будет огромной (в оригинале - "huge")» . Я никогда не забуду, что он это сказал. Итак, Мадонна вышла и осталась на несколько месяцев, и мы все ладили, как одна большая счастливая семья."

“Hollywood Africans”(1982). Арт-дилер Фред хоффман: «Около 10 часов вечера я стоял в лобби ресторана Spago в ожидании места. Вслед за Ларри Гагосяном вошли Жан-Мишель, RAMMELLZEE и FAB 5 FREDDY, и в зале воцарилась полная тишина. Я хочу сказать, что эти трое молодых чернокожих парней были один симпатичнее другого. Не знаю, что думали люди – может, они считали, что это какие-то супер новые голливудские звезды или им показалось, что их сейчас ограбят. Но в зале просто повисла мертвенная тишина. Это была фантастика»
“Hollywood Africans”(1982). Арт-дилер Фред хоффман: «Около 10 часов вечера я стоял в лобби ресторана Spago в ожидании места. Вслед за Ларри Гагосяном вошли Жан-Мишель, RAMMELLZEE и FAB 5 FREDDY, и в зале воцарилась полная тишина. Я хочу сказать, что эти трое молодых чернокожих парней были один симпатичнее другого. Не знаю, что думали люди – может, они считали, что это какие-то супер новые голливудские звезды или им показалось, что их сейчас ограбят. Но в зале просто повисла мертвенная тишина. Это была фантастика»

В работах Жан-Мишеля четко прослеживается его увлечение музыкой. Еще в 1979 году он собрал панк-рок группу Test Patter. В 1982 году недолго сотрудничал с Дэвидом Боуи, а в 1983 записал 12-минутный сингл с участием рэперов Rammellzee и K-Rob.

«Духовики» (1983). Духовики» посвящен концертному альбому саксофониста Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи «Джаз в Мэсси-холле», записанному 15 мая 1953 года. (https://arzamas.academy)
«Духовики» (1983). Духовики» посвящен концертному альбому саксофониста Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи «Джаз в Мэсси-холле», записанному 15 мая 1953 года. (https://arzamas.academy)

с 1983 по 1985 гг. Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол, по предложению швейцарского арт-дилера Бруно Бишофбергера, пишут совместную серию работ. С самых первых картин на художников посыпались критические отзывы. Баския, не смотря на то, что ему было важно признание Уорхола, стал сторониться старшего коллеги. Однако, смерть Уорхола в 1987 году Баския переносил очень тяжело.

Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол, Олимпийские кольца , 1985. Уорхол сделал несколько вариаций олимпийского пятикольца в оригинальных цветах. Баския противопоставил ему абстрактные логотипы в стиле граффити.
Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол, Олимпийские кольца , 1985. Уорхол сделал несколько вариаций олимпийского пятикольца в оригинальных цветах. Баския противопоставил ему абстрактные логотипы в стиле граффити.

10 февраля 1985 года он появился на обложке журнала The New York Times под заголовком «Новое искусство, новые деньги: маркетинг американского художника». Он был успешным художником в этот период, но при этом росла его героиновая зависимость, приобретенная в годы жизни на улице.

Жан-Мишель Баския умер от передозировки героина 12 августа 1988 года, в своей художественной студии на Манхэттене.

-8

За свою жизнь Баския выпустил около 1500 рисунков, 600 картин и многих других произведений, в том числе скульптуры и смешанные произведения. Он рисовал постоянно и часто использовал предметы вокруг него в качестве поверхности, когда под рукой не было бумаги.

В его картинах прослеживались прямые отсылки на расизм, рабство, народ и уличную сцену 1980-х годов в Нью-Йорке, а так же изображения других художников, черных исторических деятелей, музыкантов и звезд спорта.

Возвращаясь к тому, с чего мы начали. Художественный критик Бонни Розенберг сравнивает работы Баския с появлением американского хип-хопа в ту же эпоху. Она также упоминает, как Баския испытал вкус славы в последние годы своего существования, когда он был «критически охваченным и популярным художественным феноменом». Розенберг заметила, что некоторые люди сосредоточились на «поверхностной экзотике своей работы», упустив тот факт, что «она имела важные связи с выразительными прекурсорами».

Жан-Мишель Баския сыграл важную роль в поп-культуре прошлого века, при этом он незаслуженно, как мне кажется, обделен внимаем в нашей стране. Пытаясь это исправить, я и подготовил этот материал. Так же рекомендую вам посмотреть фильм 1996 года "Баския" (Basquiat).

Это первая часть из серии статей, посвященных стрит-арту. Буду рад вашему фидбеку в наших социальных сетях:

VK Telegram Twitter