Середина 1980-х годов становится очередной вехой в развитии челябинского электротранспорта. К этому времени количество пассажиров, выбирающих для передвижения троллейбус, уже превышало количество тех, кто пользовался трамваем. Стала очевидной нехватка мощностей двух троллейбусных депо города. Особенно напряжённая ситуация складывалась в Ленинском районе.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 835 от 3 сентября 1985 года было принято решение о строительстве в Челябинске третьего по счёту троллейбусного депо на 200 машиномест со сметной стоимостью в пять миллионов девятьсот шестьдесят тысяч рублей – огромные по тем временам деньги. В результате больших усилий коллектива ЧТТУ через три года после начала строительства этот сложнейший и столь необходимый для города объект был запущен в эксплуатацию.
Водительские кадры для Троллейбусного депо № 3 в силу его географического расположения приходилось набирать, в основном, в Ленинском районе Челябинска и Копейске.
(Источник: Челябинский трамвай. Челябинский троллейбус.: [фотоальбом/гл. ред. М.Ю. Смирнов]. – Челябинск: Элефант, 2013.)
Сентябрь 1988 года – принято в эксплуатацию третье троллейбусное депо на 200 машин в Ленинском районе города Челябинска – одно из крупнейших в стране.
3 ноября 1988 года – официальный запуск в эксплуатацию Троллейбусного депо № 3.
Первый троллейбус № 1016 вышел на линию в 05.11. Водитель Емельянова (Железнякова) Лариса Викторовна.
Работа депо начиналась с выпуска троллейбусов, которые утром 2 ноября 1988 года выехали из Троллейбусного депо № 1, а вечером уже заехали Троллейбусное депо № 3. Утром 3 ноября из ворот депо вышли на линию 25 троллейбусов. Так в городе стало три троллейбусных и два трамвайных депо.
Первоначально депо обслуживало три маршрута: 8, 16 и 20.
На конец 1988 года парк машин составил 45 единиц.
Первым руководителем депо был назначен Владимир Александрович Карпов. За три года его работы, совместно с главным инженером депо Юрием Павловичем Куприяновым, был не только увеличен выпуск троллейбусов до 84 единиц в сутки, но и организован капитальный ремонт троллейбусных машин.
Первый начальник техотдела – Иннокентий Иванович Винокуров, он же принимал участие в подготовке депо к пуску, внёс весомый вклад в его развитие.
Сегодня это кажется удивительным, но депо построено за три года (1986-1988 гг.). Такие рекордно короткие сроки строительства и доведение парка машин до 115 единиц подвижного состава, стало возможным благодаря усилиям прежнего директора МП «ЧелябГЭТ» Григория Валеевича Туктабеева и начальника объединённого троллейбусного депо Эдуарда Борисовича Барули, а также всех подразделений МП «ЧелябГЭТ».
В 1991 году начальником депо был назначен Виктор Николаевич Быков, который проработал в этой должности вплоть до объявления о расформировании депо.
1994 год – построено и введено в эксплуатацию новое здание РЭУ.
1995 год – в депо начала работать прачечная. Закуплена современная оргтехника (компьютеры, принтеры, ксерокс).
В 1996 году с маршрута № 16 «ЧКПЗ – КБС» началось введение в городе кондукторского обслуживания.
Сентябрь 1996 года – прибытие в Челябинск из Германии 19 троллейбусов марки Ikarus-Ganz 280.93: 15 троллейбусов для работы на линии (3850-3864) и 4 троллейбуса на запасные части.
Троллейбусы были изготовлены в 1989 году. До прибытия в Челябинск работали в Германии в следующих городах: 3850-3853, 3855 и 3856 – Веймар; 3854, 3857-3861 и 3863 – Хойерсверда; 3862 и 3864 – Эберсвальде. Это были самые вместительные троллейбусы, которые когда-либо ходили по улицам Челябинска. Они курсировали по маршрутам 1, 8, 10, очень хорошо себя зарекомендовали, хоть и оказались не приспособленными к уральской зиме.
Внешне и внутренне Ikarus-Ganz 280.93 практически ничем не отличался от своего автобусного собрата. Однако основным преимуществом от автобуса являлся более тихий и плавный ход. Троллейбусы имели собственное электрооборудование венгерской фирмы Ganz.
В 1997 году в депо организован и проведён первый и единственный конкурс профессионального мастерства водителей троллейбусов Уральского региона. В нём приняли участие Екатеринбург, Каменск-Уральский, Миасс, Челябинск.
1998 год – к участку РЭУ пристроен склад для хранения запасных частей и металла.
2000 год – смонтированы и запущены в эксплуатацию две линии новой мойки троллейбусов.
2001 год – введено в строй новое здание столярного цеха и обоечного отделения.
24 октября 2007 года прошёл открытый конкурс на поставку троллейбусов для МУП «Челябгортранс». Уже в декабре в Троллейбусное депо № 3 пришло 10 троллейбусов модели ЛиАЗ-5280, производства ЗАО «ВЗТМ» г. Волгоград, стоимостью 3 239 130 руб. каждый. Основой модели 5280 является кузов автобуса ЛиАЗ-5256, серийно выпускающегося с 1983 года. Кузов троллейбуса отличается от базового усиленной конструкцией крыши для размещения электрооборудования.
15 февраля 2008 года – начало пассажирской эксплуатации троллейбусов ЛиАЗ-5280.
Октябрь 2008 года – к 20-летнему юбилею Троллейбусного депо № 3 авторами сайта «Челябинский троллейбус» изготовлены календари карманного типа на 2009 год.
1 марта 2009 года – официально завершена эксплуатация троллейбусов Ikarus-Ganz 280.93. Фактически Икарусы перестали появляться уже в ноябре 2008 (за исключением двух машин 3854 и 3860 – они работали до своей последней поломки в феврале 2009). Причина списания – моральный и физический износ узлов и агрегатов, отсутствие запчастей.
Первое и единственное видео выезда из депо, снятое за 16 месяцев до его официального закрытия:
5:14
Июль 2010 года – авторами сайта «Челябинский троллейбус» изготовлено 50 карт-схем движения троллейбусов по городу Челябинску, которые были расклеены в салонах троллейбусов депо № 3. В некоторых машинах эти схемы провисели достаточно долго – вплоть до 2014 года.
Март 2011 года – объявлена информация о закрытии Троллейбусного депо № 3. Расформирование депо в приказах называют оптимизацией. Выпуск машин снижен до 51 в сутки. Уходит с должности начальник депо В.Н. Быков. Главный инженер Алексей Владимирович Михалёв назначается исполняющим обязанности начальника и работает за двоих вплоть до самого закрытия депо.
10 мая 2011 года – машины 18 маршрута, утром выехавшие из Троллейбусного депо № 3, вечером заехали в свой новый дом – Троллейбусное депо № 1. Первой заехала машина 3781.
24 мая 2011 года – машины 1 маршрута, утром выехавшие из Троллейбусного депо № 3, вечером заехали в свой новый дом – Троллейбусное депо № 2.
К 1 сентября 2011 года – весь подвижной состав (включая учебные и служебные машины, кузова после КВР) передан в Троллейбусные депо № 1 и № 2.
Последний день работы Троллейбусного депо № 3 – 21.10.2011 г.
В самый расцвет сил – немного не дотянув до своего 23-его Дня рождения – с 24.10.2011 года Троллейбусное депо № 3 официально закрыто.
К марту 2012 года демонтирована контактная сеть на подъездной дороге к депо (от Копейского шоссе до въездных ворот) и частично на территории.
К маю 2012 года полностью демонтирована контактная сеть на территории депо, а также спецчасти на перекрёстке Копейского шоссе и подъездной дороги.
Сегодня, 3 ноября 2018 года, Троллейбусному депо № 3 исполнилось бы 30 лет…
Троллейбусное депо № 3 города Челябинска навсегда ушло в историю…
Использованы фотоматериалы Google earth, авторов Silvish, Антифактор, Pressa74, ssgen, Юрий Сергеев, Олег Чалков, SanSanich, Yury LRTA и из открытых источников.
Автор: Александр Агишев