ДОН ЖУАН /исп. Don Juan; итал. Don Giovanni/ (Дон Гуан; Дон Хуан), полулегендарный персонаж исп. фольклора, вошедший в мировую культуру как символ коварного соблазнителя и неутомимого любовника.
Собирательный образ, имеющий несколько реальных прототипов. Главным среди них является севильский дворянин Хуан де Тенорио, «человек испорченных нравов и непостоянный в любви». Прославился своим дерзким поведением и любовными похождениями. Пользовался покровительством короля Кастильи Педро I Жестокого, правившего в 1350-1369. Соблазнил юную донью Инес, а затем убил на поединке ее отца командора Фернандо де Уллоа. Не надеясь на справедливость правосудия, монахи-францисканцы решили сами наказать Х. де Тенорио. Они заманили его в ловушку и убили. Чтобы отвести подозрения, монахи распустили слух, будто статуя погибшего командора утащила богохульника в ад. В 1630 драматург Тирсо де Молина воплотил этот сюжет в пьесе "El burlador de Sevilla у convidado de Piedra".
К числу вероятных прототипов относится также граф Мигель де Маньяра (1626-1676), кавалер рыцарского ордена Калатравы, известный как Д.Ж. де Маранья. Провел бурную молодость, но после смерти жены одумался и посвятил остаток жизни покаянию. Образ Д.Ж. обладает также определенным сходством с личностями жестоких и своенравных рыцарей XI- XII в.в. Обри Бургундца (Auber la Bourgoing) и нормандского герцога Роберта-Дьявола (Robert la Diable).
«И была у Дон-Жуана - шпага
И была у Дон-Жуана - донна Анна.
Вот и все, что люди мне сказали
О прекрасном, о несчастном Дон-Жуане.» М.Цветаева. Из цикла «Дон-Жуан».
Д.Ж. - постоянный источник вдохновения в мировом искусстве. Трактовка образа варьирует от дерзкого нарушителя религиозных и моральных норм до несчастного влюбленного в поисках недостижимого идеала.
“Макаров говорил, что дон-Жуан не распутник, а - искатель неведомых, неиспытанных ощущений». М.Горький. Жизнь Клима Самгина.
"Да, я — моряк!
Искатель островов,
Скиталец дерзкий в неоглядном море.
Я жажду новых стран, иных цветов,
Наречий странных, чуждых плоскогорий.
И женщины идут на страстный зов,
Покорные, с одной мольбой во взоре!
Спадает с душ мучительный покров,
Все отдают они — восторг и горе.
В любви душа вскрывается до дна,
Яснеет в ней святая глубина,
Где все единственно и неслучайно.
Да! Я гублю! пью жизни, как вампир!
Но каждая душа — то новый мир,
И манит вновь своей безвестной тайной." В.Брюсов. Дон Жуан.
Пьесы Мольера ("Don Juan ou le festin de pierre", 1665), А.Дюма ("Don Juan de Marana оu lа chute d'un ange", 1836); драмы Д.Байрона, Э.Т.А.Гофмана; новелла П.Мериме «Beнера Илльская»; оперы Моцарта, Керубини; балет Глюка и мн. др. Трагедия А.Пушкина "Каменный гость" и одноименная опера А.Даргомыжского; драма А.К.Толстого, положенная на музыку композитором Э.Направником; стихотворение А.Блока “Шаги Командора”; пьеса Н.Гумилева и мн. др.
В общественном сознании Д.Ж. является олицетворением эгоистического стремления к удовлетворению личных потребностей. В отличие от другого знаменитого героя-любовника Д.Казановы, Д.Ж. лишен сострадания к своим жертвам, за что получает суровое наказание в конце жизни. Такой потребительский подход без учета интересов близкого человека получил название донжуанизм (донжуанство).
«Донжуанизм – то же в людском роде, что донкихотство: еще глубже; эта потребность еще прирожденнее…» И.Гончаров. Обрыв.
В современной сексологии под термином донжуанизм понимается погоня за количеством половых партнеров. Причем, это явление наблюдается не только у мужчин, но и у женщин. Как правило, не имеет рационального объяснения и является самоцелью. Служит средством самоутверждения.
«Спортсмены-донжуаны... ставят перед собой задачу побить рекорд по числу женщин, с которыми они были в близких отношениях...» В.Здравомыслов, З.Анисимова, С.Либих. Функциональная женская сексопатология.
«Как мужчина часто «Дон Жуан» вследствии повышенного самолюбия, так и женщина может стремиться не к самому сексуальному соитию, но к завоеванию мужчины/самца.» Н.Медведева. Любовь с алкоголем.
В истории русской культуры хорошо известен т.н. Донжуанский список Пушкина. По сообщению литератора А.Венкстерна: «…это дон-жуанский список поэта, то есть, перечень всех женщин, которыми он увлекался.» («Биографический очерк, 1887»).
«В одну из таких минут он набросал в альбоме Елизаветы Николаевны Ушаковой длинный список женщин, которых любил в былые годы. Этот перечень в специальной Пушкинской литературе получил название Дон-Жуанского списка.» П.Губер. Дон-Жуанский список А.С.Пушкина.
Список включает 34 женских имени, расположенных в хронологической последовательности и в зависимости от глубины чувств.
Разумеется, этими именами любовный реестр великого поэта далеко не исчерпывается. Судить можно хотя бы по собственноручному шутливому признанию в письме к жене друга, княгине В.Вяземской: «Mon mariage avec Natalie (qui par parenthèse est mon cent-treizième amour) est décidé)» («Моя женитьба на Натали (это, замечу в скобках, моя сто тринадцатая любовь) решена»). Сколько увлечений у А.Пушкина было на самом деле, остается только гадать По всей вероятности, он и сам не смог бы ответить на этот вопрос.
Источник:
Ссылка на источник обязательна.