Найти тему
Finfront

Китай: целились по долгам — попали по малому бизнесу

Малый и средний бизнес в Китае испытывает всё больше проблем с получением кредитов, из-за того что правительство ведёт борьбу с ростом грандиозного корпоративного долга:

https://www.cnbc.com/2018/11/21/china-debt-small-firms-have-difficulty-getting-loans-amid-trade-war.html

Общий объём долга китайского бизнеса втрое превышает размер ВВП, что воспринимается властями как значительная угроза. По этой причине уже около 2-х лет правительство всячески ужесточает условия кредитования, с целью замедлить дальнейшее расширение долгового пузыря.

Однако если для крупных компаний эти ограничения вполне терпимы, то для малого и среднего бизнеса это действует как перекрытие кислорода.

Малые и средние предприятия являются, в совокупности, важнейшими работодателями и в целом играют огромную роль в экономике, участвуя в сложных цепочках поставок компонентов и продуктов. Между прочим, это делает их весьма уязвимыми к торговой войне с США.

Усилия властей КНР по снижению корпоративной долговой нагрузки сосредоточены в первую очередь на подавлении так называемого теневого банковского сектора:

http://finfront.ru/2018/06/05/china-shadow-banking-crisis/

Теневые банки предоставляют кредиты с более высоким уровнем риска и с большей охотой выдают их небольшим компаниям. Закрытие этого канала финансирования ставит малые и средние предприятия в ещё более невыгодное положение, чем раньше.

Это серьёзная проблема, которая признаётся властями. Китайский малый бизнес без доступа к дешёвому кредитованию уже не может расти, особенно в условиях общего замедления темпов экономического роста.

При этом у нетеневых банков есть противоречивые инструкции от официального Пекина: с одной стороны, нужно наращивать кредитование, а с другой стороны — нужно сокращать токсичные активы на балансе. Почти невозможно совместить эти две цели.

КПК придётся делать выбор и потом отвечать за его последствия. Если история прошлых кризисов повторится, то КПК выберет рост кредитования любой ценой, тем более, что нужно поддержать бизнес в условиях торговой войны с США, и при этом надеяться, что с токсичными активами можно будет в той или иной форме разобраться потом (вплоть до постепенного списывания плохих долгов, когда торговая война закончится или станет менее острой).