Добро пожаловать в недостроенный ускорительно-накопительный комплекс (далее по тексту, УНК). Эту огромное, впечатляющих размеров сооружение в советские годы строили для нужд института физики высоких энергий. Увы, проект так и не успели закончить...
Как и многие другие подобные по масштабу объекты, строительство коллайдера заморозили в начале "девяностых". У голодной "молодой демократии" были иные интересы и о столь масштабных инвестициях в фундаментальные научные изыскания не могло быть и речи.
А тем временем, в Европе, уже начали строительство собственного ускорителя частиц, 27 километрового большого адронный коллайдер. Россия позже подключится, к созданию этого грандиозного международного объекта, завершения которого, сделало "советский адронный коллайдер" фактически бесполезным.
Сейчас же это огромное, недостроенное, железобетонное и обшитое металлом кольцо с рельсами. По рельсам, крайне редко и только по "большим праздникам" весело разъезжает мотовоз.
Без электрокара или мотовоза тут тяжело, все ноги стопчешь пока доберешься до нужной точки.
Длинная кольца ускорителя - 21 километр, что бы обойти его в пешем режиме, уйдет вся ночь. На мотовозе, по слухам, можно управиться всего за час.
Состояние у тоннелей и коммуникацией - разное, где-то очень хорошее, где-то плачевное.
Та часть коллайдера, что нам удалось сфотографировать находится в отличном состоянии, как видите, здесь даже горит "дежурный свет".
Конечно, в последние годы тут особо не разгуляешься...
Толпы ценителей советской истории, изрядно надоели смотрителям комплекса и повсеместно были установлены сигнальные системы.
Поэтому доступная для относительно свободного посещения часть объекта сильно сократилась.
Как бы то ни было, этот сверхпроводящий протонный синхротрон — один из самых масштабных, незавершенных "Мегапроектов СССР".
Сейчас, объект можно назвать "вечной консервой". Это явно не заброшенное место, но и шансов, что исследования тут будут возобновлены почти нет.
Во-первых, у института, для чьих нужд строился коллайдер есть и другие ускорители, чьих мощностей хватает для проведения необходимых исследований.
Во-вторых, если объект достраивать по изначальной задумке, то в итоге получится еще один большой адронный коллайдер, только на 6 километров меньше.
Сейчас тут есть дежурное освещение, грунтовые воды стабильно откачивают и даже застоявшийся воздух тут периодически прокачивают.
Но можно ли назвать объект живым? Вряд ли, коллайдер спит крепким сном, сон что по своей глубине близок к летаргическому.
"Разбудить" это место может только чудо.
Красивое и впечатляюще громадное сооружение. Интересно, как бы сложились исследования если бы мы в 90-е годы предложили остальному миру, вложиться и помочь нам с завершением строительства ?
Интересно откликнулся ли бы кто-то? Помогли бы достроить? Жду Ваших мыслей по этому поводу в комментариях!
Фотографии : Данила А. Редактура: NordSkif
Если вам интересны подобные репортажи — будем рады видеть вас в числе наших подписчиков. Если по какой-то причине вы не видите наших публикаций в ленте — то подписывайте на Telegram. Пока, это единственный способ гарантированно не пропустить обновления.