Найти в Дзене
Точность слов

Как и почему: рассказ о подъёме, расцвете, упадке и гибели Киевской Руси

Оглавление

Положение России между Европой и Азией, то ли буферное, то ли связующее, то ли обороняясь от чужого влияния, то ли вобрав в себя лучшее из двух миров — что-то вроде притчи воязыцех.

Но, возможно, картина станет интереснее, если поместить её в исторический контекст.

Дело в том, что Россия была то ли мостом, то ли барьером между мирами до освоения Сибири, до покорения Урала и даже до собственного Крещения: возникшая вдоль торгового пути «из варяг в греки», Русь была рождена на перекрёстке миров: между кочевниками и оседлыми народами; между мусульманами, православными и язычниками, между викингами, хазарами и византийцами, между булгарами волжскими и болгарами балканскими.

В ту пору даже нельзя было сказать, что Русь разделяет Европу и Азию, потому что на заре русской истории Европа была ещё настолько малоосвоенной, что долгое время Киевской Руси не граничила ни с единым европейским государством по причине отсутствия таковых вдоль тогдашней западной границы.

Впрочем, со всех остальных сторон забот уже хватало.

882–988: от родо-племенного строя к государственности

Ярослав Мудрый мог устанавливать династические связи с наследниками империи Карла Великого — но его отец, Владимир-креститель, принял православие, потому что среди сильнейших держав той эпохи Византия была ближе всех и связи с ней были сильнее всех.

В 988 году, ровно век спустя после взятия Киева в 882 г. новгородским князем Олегом, объявившим его своей столицей и, тем самым, положившим начало Киевской Руси — она была обращена в православие.

Существует определённая зависимость между формированием государственности и переходом от язычества к монотеистическим религиям — момент перехода можно считать показателем достижения определённого уровня развития государственности.

Поэтому Крещение Руси можно взять за условный ориентир полного завершения перехода на новый уклад взамен родо-племенного.

988–1076: расцвет Киевской Руси

Большая часть этого периода приходится на правление двух князей: 27 лет княжения Владимира после Крещения Руси и до 1015 г., и 35 лет правления Ярослава Мудрого с 1019 по 1054 годы, в которые Киевская Русь достигла максимальных размеров и максимального влияния.

Впрочем, смерть Владимира I и начало правления Ярослава разделили 4 года междоусобицы.

После смерти Ярослава, разделившего страну между сыновьями, они умудрялись сохранять мир держался ещё 22 года, прежде, чем вновь началась резня.

Так, спустя 88 лет после Крещения, мир и процветание в Киевской Руси сменились долгой междоусобицей, которая затем переросла в удельную раздробленность.

Кстати, для масштаба: небольшие параллели в хронологии событий, разделённых дистанцией в 900 лет.

  • Ярослав Мудрый правил Киевской Русью с 1019 по 1054 года. Столько же, сколько у власти продержались Ленин со Сталиным (1917–1953).
  • Дети Ярослава, между которыми он разделил страну, более-менее мирно продержались ещё 22 года, до 1076 г. В СССР 900 лет спустя это был расцвет брежневского застоя.
  • Следующие 21 год — междоусобные войны. То есть, как если бы перестройка началась на 10 лет раньше, в 1976 — а закончилась на 6 лет позже, в 1997.
  • А на Любечском съезде в 1097 году, спустя 78 лет с начала правления Ярослава Мудрого, девизом «Каждый да держит отчину свою» было положено начало феодальной раздробленности. То есть, Беловежские соглашения и роспуск СССР в 1991 — 74 года с момента Октябрьского переворота спустя.

В 2018 году СССР всё ещё слишком недалеко ушёл по хронологической шкале истории, чтобы восприниматься адекватно — и кажется очень большим и очень важным.

Но стоит добавить исторической перспективы — и, каким-то образом, он оказывается даже компактнее, чем приключения Ярослава Мудрого, его детей и внуков в XI столетии.

По историческим меркам, СССР пролетел мимолётно, уложившись от кончика носа до кончика хвоста в границах одного столетия.

И, хотя первые 35 лет после Любечского съезда были периодом мира в Киевской Руси — это уже было не единое государство, а независимые княжества, объединённые лишь вассальными обязательствами по отношению к киевскому князю.

Были ли у Киева шансы собрать все земли по завершении удельной раздробленности?

Посмотрим, в каком состоянии Киев подошёл к испытанию феодальной раздробленностью.

1. Молодое княжество, первое государственное образование на своей территории, на большей части которой до IX века царил родо-племенной строй.

2. Расположение: буквально на перекрёстке цивилизаций, что означало не только открытость угрозам практически со всех сторон, но и столкновение с любыми силами, которые этот перекрёсток пожелают пересечь.

3. Растущее влияние и гравитация со стороны соседних стран, проявляющих интерес к княжествам в составе Киевской Руси. Проще говоря — нарастающее давление и попытки растащить Киевскую Русь по кусочкам, пока она раздроблена.

4. Противостоять этому можно только при наличии внутреннего притяжения между отдельными частями. Например, если бы все населявшие Киевскую Русь племена прошли через некий плавильный котёл, формирующий единый этнос, связи между его членами были бы сильнее старых племенных связей.

5. Длительность общего периода централизованной государственности от Крещения до смерти Ярослава I — 66 лет. Разумеется, для формирования какой-то национальной идентичности в границах Киевской Руси этого было недостаточно.

Если бы. Будь Киевская Русь расположена в каком-нибудь другом, гораздо более тихом углу Евразии, где целостности Киевской Руси бы никто не угрожал, то Киев вполне мог бы переждать период раздробленности, сохранив преемственность династии и, если из числа остальных княжеств не появится сильного претендента на централизацию Руси уже под своей властью — восстановить Киевскую Русь уже в качестве централизованного государства.

Многовато условий, да?

А если серьёзно. Что же получается, когда мы имеем страну со слабыми внутренними связями, слабым государственным механизмом и сильной внешней гравитацией со стороны соседних государств, нацеленных растащить эту страну на части? И всё это под постоянно возрастающем давлением.

Это нарастающее давление могло разрешиться двумя путями:

1. Подъёмом одного из княжеств, которое бы возглавило общую оборону — и, скорее всего, и стало бы будущим центром государства Русь vol. 2

При этом, у Киева были наихудшие шансы оказаться этим внезапным лидером, даже если бы он нашёл в себе такой потенциал, потому что остальные князья изрядно устали от постоянного первенства Киева — и, как бы они ни реагировали на чьи угодно заявки на лидерство — подобная претензия со стороны Киева вызвала бы только ухудшение отношений между княжествами.

Что, кстати, в течение XII–начале XIII веков и было продемонстрировано чередой крупных княжеств, берущих на себя лидерские полномочия. И полным отсутствием Киева в этом процессе.

2. Растаскиванием Киевской Руси по кусочкам до полного исчезновения с карты мира.

Что, в общем-то, и произошло.

Как всё закончилось

На западной границе

За 200 лет с начала удельной раздробленности до начала процесса централизации сильно поменялась ситуация и на западной границе: в год Любечского съезда вся Прибалтика была дикой территорией, на которой царил племенной строй, совсем юное королевство Польша ещё не дотягивалось до границ Руси, и даже в центре Европы ещё были пятна диких лесов, пока не поделенных между королями.

К середине XIV века, однако, вся Европа была полностью поделена между королями и рыцарскими орденами, которые не стеснялись прямо нападать на русские княжества.

И даже если бы это было единственной проблемой раздробленной Киевской Руси — можно было бы предсказать, что, на момент централизации, она не досчитается доброй половины западных княжеств.

Но это были, конечно же, не все проблемы Киевской Руси.

На восточной границе

Нашествие монголов сперва лишило будущую централизованную Русь даже тени шанса вновь называться Киевской: взятый и разорённый в 1240 году Киев так и не смог потом хоть сколько-нибудь заметно окрепнуть в качестве отдельного княжества.

Так, спустя 358 лет после взятия Киева, положившего начало Киевской Руси, взятием же Киева история Киевской Руси, история первого русского государства, история Древней Руси в целом — и была закончена.

А отхватив значительную часть восточных и южных княжеств, ордынцы заодно уничтожили все шансы собрать в одном государстве восточных славян хотя бы половину из княжеств Киевской Руси.

Между кочевой империей с одной стороны, и растущими европейскими королевствами, завершающими раздел Европы, с другой, имея в анамнезе всего полтора века условного единства, а затем — сто лет безусловной раздробленности — Русское государство, vol. 1 было обречено.

Даже если бы не случилось Ордынского ига — их бы нашлось кому подменить за 200 лет неторопливо растянувшегося на XIII–XV века дележа наследства Киевской Руси.

  • Западные княжества, в первую очередь — Галицко-Волынское — попали под польско-литовское влияние (католицизм подразумевается).
  • Новгородская и Псковская республика сумели сохранить независимость. А Псков и Новгород — пошли по пути торговых республик, и, возможно, в их будущем была перспектива православной Реформации. Но реальность распорядилась иначе.

P.S. Как московскому княжеству удалось сохранить православное вероисповедание под властью Золотой Орды?

Благодаря относительно позднему принятию ислама в качестве официальной религии Золотой Ордой в 1320 г.

Почему это не могло произойти раньше?

Как я уже писал, существует определённая зависимость между формированием государственности и переходом от язычества к монотеистическим религиям.

Переход Золотой Орды от язычества к монотеизму был обусловлен переходом от племенного строя к феодальному.

К слову, эта трансформация заняла примерно те же сто лет, что от основания Киевской Руси князем Олегом до её Крещения князем Владимиром.

В общем, Москва удачно проскочила.

И всё же! Если монголы на момент завоевания Руси уже были бы не язычниками — например, если бы нашествие произошло на век позднее, когда они уже стали правоверными мусульманами, — то, скорее вполне, вместо колокольни Ивана Великого в Кремле стоял бы минарет Ивана Великого.

История, конечно, не знает сослагательного наклонения.

Но это не мешает подумать о том, что нет никаких объективных причин, по которым вместо царя в Кремле не мог бы сидеть хан, а место хвалёной веры православной в душе русского человека не мог бы занимать ислам.

P.S. Помогите перевести «Точность слов» на отдельный сайт. Отсутствие возможности сортировки по рубрикам или хотя бы тегам становится серьёзным неудобством при 70+ записей, большинство из которых относится к нескольким развивающимся тематическим циклам. Лучшим решением будет переезд на отдельный сайт с сохранением на «Дзене» трансляции свежих записей. На сайте «Яндекс-денег» можно сделать перевод с карты или из кошелька.