Джек Потрошитель, «Убийца из Уайтчепела», «Кожаный Фартук» — всё это псевдонимы убийцы, терроризировавшего викторианский Лондон в 1888 году. Прошло 130 лет, а это прозвище по-прежнему вспоминают с содроганием. Сведения о реальной личности, хоть достоверно не известно её имя, обросли мифами и легендами, растиражированными газетами и книгами, а позднее – телевидением и даже турами по узким улочкам северо-востока Лондона. «Популярность» Джека стали подогревать почти сразу после обнаружения тел несчастных девушек. В полицейские участки пришло более двухсот писем за авторством «Джека Потрошителя».
Впоследствии эксперты пытались установить авторство писем. Основная гипотеза была в том, что письма написали журналисты для роста продаж газет. Собственно, так оно и произошло, передовицы разлетались, словно горячие пирожки.
Максимально скрупулёзно к выяснению авторства подошли эксперты-лингвисты, применив метод кластерного анализа данных. Лингвист Андреа Нини из Манчестерского университета проанализировал все 209 писем и взглянул на задачу с неожиданной стороны (полный текст исследования опубликован в сентябре в издании Digital Scholarship in the Humanities, на английском).
Вкратце, письма – явные фальшивки. Однако некоторые тексты вызывают особый интерес. Так, два знаковых письма, они же самые первые, были написаны одним и тем же автором. Более того, у этих писем есть связь и с третьим, поэтому эксперты могут предположить имя автора.
Остановимся на некоторых ключевых тезисах исследования лингвистов.
3 из 209: о первых и особенных письмах
Спустя несколько дней после начала убийств к журналистам попали два письма: «Письмо Боссу...» и открытка «Дерзкий Джеки».
«Письмо боссу» (в оригинале – Dear Boss) получено 27 сентября 1888 года Центральным информационным агентством Лондона. Подписано оно было «Джек Потрошитель». Собственно, с этого момента неизвестный серийный убийца обрёл свой всемирно известный псевдоним. Автор письма взял на себя ответственность за убийство Энни Чепман, которое произошло 8 сентября 1888 года. Он также упомянул, что у следующей жертвы будет отрезано ухо, которое впоследствии получит полиция. И действительно, за убийством Чепмена последовало еще одно. У жертвы было отрезано часть уха, но ни в один из участков «страшной посылки» не приходило. Из-за этого факта, а также стиля текста, письмо считается подлинным.
Открытка «Дерзкий Джеки» (в оригинале – Saucy Jacky) пришла 1 октября 1888 года в то же Центральное информационное агентство Лондона. И в авторах снова «Джек Потрошитель». Автор берёт на себя ответственность за убийство Элизабет Страйд и Кэтрин Эддоус в ночь на 30 сентября 1888 года. Автор не угрожал будущими убийствами, более того, извинился, что не доставил ухо в полицию.
Оба послания полицейские приняли всерьёз. В первую очередь из-за того, что они были первыми, а также из-за упоминания в тексте реальных фактов. Фотографии писем опубликовали в прессе, в надежде, что кто-то сможет узнать почерк преступника. Однако эффект был неожиданным – редакции были завалены сотнями писем, написанных подражателями Джека Потрошителя.
Редакции были завалены сотнями писем, написанных подражателями Джека Потрошителя.
Кстати, было еще и третье любопытное письмо. 5 октября Центральное информационное агентство получило послание, известное сегодня среди экспертов как письмо «Моав и Мадиам». Этот текст содержал данные о следующем убийстве и оправдал преступления религиозными мотивами. Особенность этого письма в том, что оригинал никогда не отправляли в полицию, поскольку журналист Том Буллинг решил скопировать текст и отправить сыщикам только конверт. Почему это произошло до сих пор неясно.
Кто написал эти письма? Возможно ли, что автор, действительно, тот самый настоящий убийца? На эти вопросы попробовал ответить эксперт-лингвист Андреа Нини.
Что обнаружили эксперты?
В распоряжение экспертов поступила настоящая база данных. Это все документы (письма, открытки), связанные с убийствами в Уайтчепел (Jack the Ripper Corpus, JRC), которые хранились в полицейских архивах. Каждый артефакт отсканировали и проверили вручную на наличие погрешностей и ошибок. Всего база содержит 209 текстов и 17 463 ключевых слов.
Андреа Нини проанализировал черты языкового стиля писем, особенности использования лексических и грамматических структур. Он пришел к выводу, что «Письмо Боссу...» и «Открытка Дерзкого Джека» написаны одним и тем же человеком:
- фразовый глагол to keep back в значении «держаться подальше» или «воздержаться» используется и там, и там, в других письмах этой конструкции нет;
- для передачи значения используется распространенный глагол withhold;
- для обозначения убийства употребляется слово work («работа»).
Более того, Нини установил связь первых двух писем с третьим текстом, оригинал которого так и не был найден, зато на «сцене» появилась личность журналиста. Том Буллинг, передавший в Скотланд Ярд переписанную им копию письма, имел довольно скверную репутацию. Поэтому, когда эксперты увидели сходство между письмами, гипотеза о «журналистском заговоре» обрела более стройные черты.
«… результаты исследования убеждают нас в верности гипотезы о том, что два ранних письма были написаны журналистами, чтобы увеличить продажи газет, – утверждает Андреа Нини. - Дело в том, что мы обнаружили лингвистическое сходство двух этих документов с третьим ключевым текстом по делу Джека Потрошителя – «Письмом Моава и Мадиам».
Результаты исследования убедили экспертов в верности гипотезы о том, что два ранних письма были написаны журналистами, чтобы увеличить продажи газет.
Эксперт также подчеркнул:
«Определить, кто является автором писем для меня важнее, чем узнать имя убийцы. Мы живем в эпоху фейковых новостей и понять, каким образом работал механизм по фабрикованию ложных сведений в такой громкой истории, как дело Джека Потрошителя очень важно. Это дает представление о степени уязвимости нашего сознания».
Перевели статью сотрудники Института судебных экспертиз и криминалистики.