Как известно, в 1938 г. была образована Гомельская область с соответствующими органами власти и управления. Это событие регулярно отмечается как преобразование города Гомеля в областной центр, что, безусловно, значительно повысило его статус и повлияло на дальнейшую судьбу.
Несмотря на все зигзаги истории, он продолжал оставаться областным центром, занимая по своему социально-экономическому положению одно из ведущих мест среди городов Беларуси. Однако немногие знают, что в начале 1919 г. был создан прецедент, т. е. была образована Гомельская губерния и город Гомель с апреля 1919 г. по декабрь 1926 г. являлся губернским центром в составе РСФСР. Разумеется, созданная губерния имела по своей конфигурации мало общего с образованной позднее Гомельской областью. Тем не менее город уже тогда юридически впервые приобрел статус губернского центра, и это обстоятельство, вероятно, сыграло в последующем немаловажную роль.
Подробному освещению создания Гомельской губернии в историографии внимания практически не уделялось. Освещение сводилось к цитированию нескольких широко известных документов, которые содержали решения коллегиальных органов. Изданные сборники, как и подборки документов, далеко неполны и соответственно не раскрывали всего хода событий. Наиболее полно эта тема раскрыта в статье В. В. Прохорова «Образование Гомельской губернии», опубликованной в научно-информационном бюллетене Архивного управления при Совете министров БССР (1960. № 1). Необходимо отметить и тот момент, что в прошлом отечественная историография страдала отсутствием персонификации событий, не уделяла внимания отношениям между лицами, занимавшими конкретные руководящие посты. Без анализа этих отношений трудно установить причинно-следственную связь исторических фактов, понять логику принятия решений.
Сохранившееся от Российской империи административно-территориальное деление, имевшее за собою более чем столетнюю историю, не соответствовало после революции новым политическим и экономическим условиям, хотя первоначальное деление на губернии было сохранено. Старый губернский аппарат управления был сломан и заменен принципиально новым советским аппаратом. Территориальное деление многих губерний подверглось основательной ломке. Достаточно отметить, что за период 1917-1922 гг. на базе старых губерний была образована 21 новая губерния1.
Первоначально общий ход событий по переустройству административно-территориального деления был определен декретом Совета Народных Комиссаров (далее — СНК) РСФСР «О порядке изменения границ губернских, уездных и проч.» от 27 января 1918 г.2 Декретом предусматривалось, что все административные единицы (области, губернии, уезды и волости) могут разделяться на части, образуя новые административные единицы. Разрешение вопросов об изменении административно-территориальных границ было целиком возложено на местные Советы, которые обязывались сообщать Народному комиссариату внутренних дел (далее — НКВД) РСФСР обо всех изменениях в административном делении.
В дальнейшем НКВД внес в декрет ряд уточнений, которые значительно расширяли его функции в упорядочении всего дела административно-территориальных изменений. Так, НКВД разослал разъяснение (циркулярное письмо) всем местным Советам от 24 марта 1918г. за № 5, в котором указывалось, что вопросы о разделении и слиянии губерний, об отходе одной губернии к другой разрешаются местными Советами или съездами Советов заинтересованных сторон, но утверждаются НКВД3.
Временное революционное рабоче-крестьянское правительство Беларуси 1 января 1919 г. опубликовало манифест об образовании Белорусской Советской Социалистической Республики4. Согласно постановлению I съезда КП(б)Б основное ядро новой республики составили Минская, Смоленская, Витебская, Гродненская и Могилевская губернии, которые в административно-хозяйственном отношении делились на семь районов: Смоленский, Минский, Витебский, Могилевский, Гродненский, Барановичский, Гомельский.
Чтобы не пропустить новые статьи и исследования — подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!
Это постановление носило скорее декларативный характер и преследовало военно-политические цели. С одной стороны, как говорилось на 1-м съезде большевиков Могилевского уезда, проходившем 18 января 1919 г.: «…формально мы не воюем, но фактически война налицо. Мы извлекаем пользу из буржуазной науки международной дипломатии. Немцы помогали всячески Скоропадскому воевать с нами, но говорили, что воюют не они, а Украина. Мы делаем то же. Мы создали ряд республик — Украину, Белоруссию, Латвию и т. д. Формально это они ведут войну. Формально мы не нарушаем мира»6. С другой — на практике постановление осталось «декларацией о намерениях», так как на проходившем 2-4 февраля 1919 г. 1-м съезде Советов Белоруссии в г. Минске только «после зажигательных речей тов. Свердлова, Иоффе, Мясникова и др. было постановлено отделиться от Центральной России в самостоятельную республику»7. Хотя уже к тому моменту было ясно, что ее создание в тот период весьма иллюзорно, поскольку еще ранее постановлением ЦК РКП(б) от 16 января 1919 г. от Белорусской республики отделили Витебскую, Смоленскую и Могилевскую губернии, а оставшиеся Минскую и Гродненскую объединили с Литовской республикой, образовав Литовско-Белорусскую Советскую Социалистическую Республику (Литбел)8. Мотивом создания Литбела, как указывалось в протоколе ЦБ КП(б)Б от 2 февраля 1919 г., являлось стремление ЦК РКП(б) «обезопасить эти республики от возможности проявления в них национально-шовинистских устремлений»9. Это опасение подтверждается письмом председателя ВЦИК Я. Свердлова, посланным 13 февраля 1919 г. секретарю ЦК КП(б)У Ф. А. Сергееву (Артему)10.
Занимая окраинное положение на стыке между Украинской ССР и Литбелом, Могилевская губерния являлась форпостом на юго-западном рубеже Советской России. Однако уже первые шаги партийно-государственного строительства показали нежизнеспособность губернии как административного образования. Губерния, по признанию Могилевского губисполкома, «была слабо соорганизованной единицей»11. Избранный в конце января 1919 г. съездом Советов состав губисполкома оказался малоработоспособным. В журнале «Власть Советов» (орган НКВД РСФСР) за 1919 г., освещавшего ход советского строительства в стране, отмечалось, что в своей деятельности отделы Могилевского губисполкома фактически ограничились городом Могилевом12.
Отрицательным явлением в практике партийно-советского строительства в Могилевской губернии были трения между губернскими и уездными органами, принимавшие формы открытого неподчинения губернскому центру в административном отношении. Это особенно проявилось со стороны наиболее развитого в экономическом и политическом отношении Гомельского уезда. Такие сложные взаимоотношения были обусловлены рядом серьезных причин.
Могилевская губерния, в состав которой входил и Гомельский уезд, возникла еще в 1772 г. К 1917 г. население Могилева составляло около 50 000 человек14. В городе не было крупной фабрично-заводской промышленности, имелись лишь мелкие предприятия, на которых работали около 700 рабочих15. В противовес Могилеву Гомель был более крупным экономическим и политическим центром, число жителей которого в январе 1919 г. вместе с беженцами и репатриированными военнопленными насчитывало около 180 ООО человек16. Гомель, географически выгодно расположенный на реке Сож, связанной с Днепром и Припятью, являлся к тому же крупным железнодорожным узлом, находящимся на пересечении Либаво-Роменской и Полесской железных дорог. К середине 1919 г. количество промышленных и железнодорожных рабочих, имевших большие революционные традиции, в Гомеле составляло около 30 000 человек17. С 1903 г. Гомель стал одним из главных мест пребывания Полесского комитета РСДРП(б), позднее РКП(б), который с самого начала выполнял областные функции, объединив под своим руководством большевистские организации по линии Полесской железной дороги18, а также распространил деятельность на часть Черниговской губернии (г. Новозыбков и Клинцы), Минской губернии (г. Речица и Мозырь) и большую часть Могилевской губернии19.
С освобождением Гомеля от германских оккупационных войск в январе 1919 г. Полесский комитет РКП(б) начал восстанавливать областные функции. Гомельский ревком также не ограничивал свою деятельность рамками Гомеля. ЦК РКП(б) «поощрял Гомель увеличением прав в партийносоветском отношении»20. Это объясняется тем, что Полесский комитет РКП(б) и Гомельский ревком имели прочные связи, тесные, даже дружеские отношения со многими видными руководителями Украины и центральных органов в Москве, у которых находили полное понимание. Могилевское руководство такой солидной поддержкой не располагало.
Продолжение читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.