Меня уже упрекали в комментариях, что я неглубоко копаю, скачу, так сказать, по верхам. Хочу повторить, что своей задачей вижу максимально просто и доступно любому, знающему русский язык, рассказывать о флоте и всём, что с ним связано. А глубко копают на специализированных сайтах, их вполне достаточно.
Если заголовок покажется слишком громким, сформулируем по-другому: "Корабли, которые повлияли на ход войны". Хотя мне кажется, что это одно и то же.
Обратимся же к истории линейного крейсера "Гебен" и его верного спутника лёгкого крейсера "Бреслау". История эта удивительная и захватывающая. Сама эпопея с их появлением на Чёрном море изобилует вопросами, на которые нет однозначного ответа. Несколько британских эскадр в начальные дни Первой мировой войны ловили их, да не уловили. То мешал нейтральный статус Италии на тот момент, в чьи воды британцы никак не могли зайти, то мощь самого крейсера на позволяла навязать ему бой, то думали, что он пойдёт туда, а он пошёл сюда :)
В итоге немцы таки добрались до Константинополя. А разве не Константинополь был заветной целью Российской империи и в этой войне? Братушки-болгары, как и всегда, оказались в стане врагов России, так что реально завладеть проливами можно было только в результате десантной операции. А оно англичанам надо? Союзники союзниками, но есть и постоянные интересы - владычество на морях и в наиболее стратегически важных их точках - проливах.
Пишут, что англичане, производя собственную операцию по захвату Дарданелл, действовали по просьбе России и потом передали бы Константинополь ей. Но это была зима 15-16 года, обещать можно было всё, что угодно, а делить будем потом :) Я лично в подобную бескорыстность Британии не верю, Гибралтар тому пример. В любом случае, турки тогда западным союзникам хорошо наваляли и им пришлось с большими потерями убраться несолоно хлебавши. Десантная оперция России была перенесена на 17-й год, но тогда уже стало не до неё. А почему же не в 15-м, как планировалось изначально?
В немалой степени помешали как раз корабли, о которых пойдёт речь ниже. Только сначала пара слов, чем закончился их прорыв для британских флотоводцев. Адмирала Милна отозвали с Средиземного моря, и хотя не судили, но он вынужден был сам подать в отставку. Адмирал Траубридж пошёл под трибунал, но был оправдан, поскольку следовал приказу не вступать в бой с превосходящим всю его эскадру одним линейным крейсером. Все нормы внешнего приличия были соблюдены.
Что же это за зверь такой,"Гебен"?
Назван в честь генерала от инфантерии Августа фон Гебена, героя франко-прусской войны 1870-71 года. Корабль новейший, принят в состав флота в 1911 году. Пять башен с десятью 280 мм орудиями, дальность стрельбы 18,1 мили, это порядка 33,5 километра. Десять 150 мм орудий, дальность стрельбы до 13,5 миль. Противоминная и зенитная артиллерия – 12 88/45-мм орудий. Пять торпедных аппаратов и ещё кое-что по мелочи, вроде десантных орудий и пулемётов. Скорость, достигнутая на испытаниях - 28 узлов. Цементированная крупповская броня имела переменную толщину, максимальная - 279 мм. Цейссовские дальномеры, 8 боевых прожекторов по полтора метра в диаметре. Как он выглядел видно на верхнем снимке.
Кто ему противостоял с русской стороны? Флагманский броненосец Черноморского флота "Евстафий". Спущен на воду в 1906 году. Так он выглядел:
Хотя его и однотипного ему "Иоанна Златоуста" переименовали в линкоры, но видно, что всё те же сундуки времён русско-японской войны. вооружение - 4х305-мм, 4х203-мм, 12х152-мм, 14х75-мм и 10х47-мм пушек. Скорость - 16 узлов.
Броненосец "Пантелеймон", бывший "Потёмкин" спущен на воду в 1900 году, вошёл в строй в 1905:
А можно, я его ТТД не буду приводить, грусть одна. Кроме перечисленных, в бригаду линкоров входили "Три святителя" и "Ростислав". В состве флота так же были крейсера, миноносцы, несколько новейшего типа "Новик", подводные лодки и корабли других типов.
Это отнюдь не обескураживало немцев, что мы и увидим ниже. Однако во всей этой истории имелась не одна, а несколько изюминок. Первоначально Турция соблюдала нейтралитет. К этому моменту в Британии практически были достроены два турецких дредноута, стоившие немалых для турок денег, часть которых была собрана по народной подписке. С началом войны англичане попросту реквизировали их, вызвав бешенство турок. Но что они могли поделать?
Тут кайзер и говорит - мы вам взамен свои новейшие корабли предоставим, а вы за это поддержите нас. В ту войну каждый стремился что-нибудь урвать у соседей и турки не были исключением. Так что "Гебен" и "Бреслау" пришлись как раз кстати. Поскольку Турция на тот момент ещё не участвовала в войне, немецкие корабли не могли находиться в её водах, поэтому они были включены в турецкий флот под названиями "Султан Селим Явуз" и "Мидилли". Явуз по-турецки "грозный" значит.
Команды остались немецкие, командовал ими всё тот же немецкий адмирал Сушон. Вот эти корабли уже под турецкими флагами.
Турки, почувствовав силу, запретили проход проливами российских судов. Россия потеряла возможность вести экспорт из незамерзающих южных портов и получать военную помощь союзников этим путём. Вот вам и первый пример, как эти два корабля повлияли на ход войны.
В то время российский флот нёс потери и казалось, что повторяется история русско-японской войны на море.
11 октября в Финском заливе от немецкой торпеды, выпущенной подводной лодкой U-26, погиб вместе со всем экипажем (598 человек) броненосный крейсер «Паллада» .
15 октября в гавани Пенанга немецким легким крейсером "Эмден"был потоплен русский крейсер «Жемчуг» .
29 октября 1914 года без объявления войны ночью два турецких эсминца вошли в порт Одессы с расстояния полукабельтова взорвали торпедой канонерскую лодку "Донец", обстреляли вплотную вторую и минный заградитель, ряд стоявших пароходов, нефтяную гавань, после чего безнаказанно вышли разными проходами из гавани и ушли в море.
В то же самое время "Гебен", будем называть его по-прежнему, обстрелял Севастополь, нанёс тяжелые повреждения миноносцу «Лейтенант Пущин» и потопил минный заградитель «Прут», на борту которого находилось 710 мин заграждения — едва ли не половина всех флотских запасов.
Если кто-то думает, что чисто турецкие корабли отсиживались в тенёчке, то это не так. Они выставляли минные заграждения у российских берегов, топили транспортные суда и обстреливали прибрежные населённые пункты. Но вернёмся к нашим героям. 18 ноября "Гебен" таки нарвался. Он неожиданно встретился с русской эскадрой, теми самыми "Святителями" и "Пантелеймонами" о главе с "Евстафием".
На снимке командующий русской эскадрой адмирал Эбергард и немецкий адмирал Сушон. Кто из них больше на немца похож?:)
Стоял туман, из труб валил густой дым, мешавший работе дальномерщиков. Бой продлился чуть более 10 минут. Он шёл на параллельных курсах. При этом «Иоанн Златоуст» стрелял с неверной наводкой, «Пантелеймон» из-за дыма и тумана вообще ничего не видел и потому огня так и не открыл. «Три Святителя» стрелял по неверным данным «Иоанна Златоуста». А «Ростислав» предпочел выбрать своей целью «Бреслау». И только "Евстафий" таки влупил немцу. Количество попаданий и жертв как всегда пляшет в широких пределах, но даже по немецким данным, погибло 34 человека и 24 были ранены. Разбито 150 мм орудие. На "Евстафии" погибли 33 человека, из них 4 офицера. Вот результат попадания немецкого снаряда в "Евстафий":
Количество всё-таки грозило перейти в качество и "Гебен" счёл за лучшее ретироваться. А "Бреслау", как и другие русские корабли, не пострадал. Ещё один интересный момент.
Командир отряда русских миноносцев кап.1 ранга Саблин всё ждал команды вступить в бой, обстановка была благоприятной, туман позволял напасть на немцев неожиданно, а скорость превышала скорость немецких кораблей. Не дождавшись приказа, начал атаку самостоятельно, но Эбергард немедленно приказал ему вернуться. Чем потом вызвал массу неприятных вопросов к себе. А ведь вполне было возможно, что "Гебен" не пережил бы эту встречу у крымского мыса Сарыч. Вот схемка того боя:
Повреждения на "Гебене" были быстро исправлены, но 26 декабря он подорвался на двух русских минах и вышел из строя до апреля. Уже 3 апреля он вновь встретился с русской эскадрой и не доводя дела до греха, убежал к Босфору. Интересно, что во время этого набега подорвался на мине и затонул турецкий крейсер "Меджидие". В 1916 году он был поднят и вошёл в строй нашего флота под названием погибшего в схватке с "Гебеном" минного заградителя "Прут".
10 мая "Гебен" в очередной схватке получил 3 попадания: одно в бак и жилую палубу, второе - ниже ватерлинии у нижней кромки брони с выводом из строя 150-мм орудия левого борта и повреждением в бортовом коридоре, третий снаряд попал в ящик для уборки противоторпедных сетей, из-за чего сеть свисла за борт. Русские корабли попаданий не имели.
В январе 1916 года "Гебену" довелось познакомиться с новейшим российским дредноутом «Императрица Екатерина II», который после вступления в строй вышел в свой первый боевой поход.
Обнаружив русский линейный корабль, «Гебен» тотчас повернул к Босфору. Начавшийся с дистанции около 110 каб. бой на погоне продолжался около 30 минут, причем осколками близко ложившихся снарядов «Гебен» получил ряд мелких повреждений. Имея преимущество в скорости хода, «Гебен» вышел из сферы огня русского корабля и вскоре скрылся в направлении к проливу.
И в общем-то на этом его активная деятельность резко сократилась. Ведь кроме "Екатерины" появилась и "Императрица Мария". Шутки с набегами закончились. Видя, что немцы понемногу сдуваются, и их главному порту Констанца, откуда шёл практически весь экспорт, и нефтяным полям ничего не угрожает, хотя это и не главная причина было, но всё же, в августе вступили в войну румыны, получили трендюлей и вынудили Россию растянуть фронт ещё на 500 километров.
Но это уже другая история. Что же с "Гебеном"? В 1918 году он таки побывал в Севастополе, где наконец прошёл докование, которого не имел всю войну. Отметился и в Новороссийске. После войны остался в составе турецкого флота, неоднократно модернизировался и только в 1963 году на нём был спущен флаг. Немцы хотели выкупить его как музей, но турки почему-то упёрлись и сдали его в лом. Разборка окончилась только в 1976 году.
Если бы не было "Гебена" и вечно остающегося в его тени "Бреслау" (кстати, это название ныне польского города Вроцлав, бывшего когда-то немецким), то и война на Чёрном море могла бы пойти по совсем другому руслу. Кто знает, как назывался бы теперь Стамбул...