Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Корабли, которые делали историю

Меня уже упрекали в комментариях, что я неглубоко копаю, скачу, так сказать, по верхам. Хочу повторить, что своей задачей вижу максимально просто и доступно любому, знающему русский язык, рассказывать о флоте и всём, что с ним связано. А глубко копают на специализированных сайтах, их вполне достаточно.
Если заголовок покажется слишком громким, сформулируем по-другому: "Корабли, которые повлияли на ход войны". Хотя мне кажется, что это одно и то же.

Обратимся же к истории линейного крейсера "Гебен" и его верного спутника лёгкого крейсера "Бреслау". История эта удивительная и захватывающая. Сама эпопея с их появлением на Чёрном море изобилует вопросами, на которые нет однозначного ответа. Несколько британских эскадр в начальные дни Первой мировой войны ловили их, да не уловили. То мешал нейтральный статус Италии на тот момент, в чьи воды британцы никак не могли зайти, то мощь самого крейсера на позволяла навязать ему бой, то думали, что он пойдёт туда, а он пошёл сюда :)

В итоге немцы таки добрались до Константинополя. А разве не Константинополь был заветной целью Российской империи и в этой войне? Братушки-болгары, как и всегда, оказались в стане врагов России, так что реально завладеть проливами можно было только в результате десантной операции. А оно англичанам надо? Союзники союзниками, но есть и постоянные интересы - владычество на морях и в наиболее стратегически важных их точках - проливах.

Пишут, что англичане, производя собственную операцию по захвату Дарданелл, действовали по просьбе России и потом передали бы Константинополь ей. Но это была зима 15-16 года, обещать можно было всё, что угодно, а делить будем потом :) Я лично в подобную бескорыстность Британии не верю, Гибралтар тому пример. В любом случае, турки тогда западным союзникам хорошо наваляли и им пришлось с большими потерями убраться несолоно хлебавши. Десантная оперция России была перенесена на 17-й год, но тогда уже стало не до неё. А почему же не в 15-м, как планировалось изначально?

В немалой степени помешали как раз корабли, о которых пойдёт речь ниже. Только сначала пара слов, чем закончился их прорыв для британских флотоводцев. Адмирала Милна отозвали с Средиземного моря, и хотя не судили, но он вынужден был сам подать в отставку. Адмирал Траубридж пошёл под трибунал, но был оправдан, поскольку следовал приказу не вступать в бой с превосходящим всю его эскадру одним линейным крейсером. Все нормы внешнего приличия были соблюдены.

Что же это за зверь такой,"Гебен"?
Назван в честь генерала от инфантерии Августа фон Гебена, героя франко-прусской войны 1870-71 года. Корабль новейший, принят в состав флота в 1911 году. Пять башен с десятью 280 мм орудиями, дальность стрельбы 18,1 мили, это порядка 33,5 километра. Десять 150 мм орудий, дальность стрельбы до 13,5 миль. Противоминная и зенитная артиллерия –  12 88/45-мм орудий. Пять торпедных аппаратов и ещё кое-что по мелочи, вроде десантных орудий и пулемётов. Скорость, достигнутая на испытаниях - 28 узлов. Цементированная крупповская броня имела переменную толщину, максимальная - 279 мм. Цейссовские дальномеры, 8 боевых прожекторов по полтора метра в диаметре. Как он выглядел видно на верхнем снимке.

Кто ему противостоял с русской стороны? Флагманский броненосец Черноморского флота "Евстафий". Спущен на воду в 1906 году. Так он выглядел:

-2

Хотя его и однотипного ему "Иоанна Златоуста" переименовали в линкоры, но видно, что всё те же сундуки времён русско-японской войны. вооружение - 4х305-мм, 4х203-мм, 12х152-мм, 14х75-мм и 10х47-мм пушек. Скорость - 16 узлов.

Броненосец "Пантелеймон", бывший "Потёмкин" спущен на воду в 1900 году, вошёл в строй в 1905:

А можно, я его ТТД не буду приводить, грусть одна. Кроме перечисленных, в бригаду линкоров входили "Три святителя" и "Ростислав". В состве флота так же были крейсера, миноносцы, несколько новейшего типа "Новик", подводные лодки и корабли других типов.

Это отнюдь не обескураживало немцев, что мы и увидим ниже. Однако во всей этой истории имелась не одна, а несколько изюминок. Первоначально Турция соблюдала нейтралитет. К этому моменту в Британии практически были достроены два турецких дредноута, стоившие немалых для турок денег, часть которых была собрана по народной подписке. С началом войны англичане попросту реквизировали их, вызвав бешенство турок. Но что они могли поделать?

Тут кайзер и говорит - мы вам взамен свои новейшие корабли предоставим, а вы за это поддержите нас. В ту войну каждый стремился что-нибудь урвать у соседей и турки не были исключением. Так что "Гебен" и "Бреслау" пришлись как раз кстати. Поскольку Турция на тот момент ещё не участвовала в войне, немецкие корабли не могли находиться в её водах, поэтому они были включены в турецкий флот под названиями "Султан Селим Явуз" и "Мидилли". Явуз по-турецки "грозный" значит.

Команды остались немецкие, командовал ими всё тот же немецкий адмирал Сушон. Вот эти корабли уже под турецкими флагами.

-4
-5

Турки, почувствовав силу, запретили проход проливами российских судов. Россия потеряла возможность вести экспорт из незамерзающих южных портов и получать военную помощь союзников этим путём. Вот вам и первый пример, как эти два корабля повлияли на ход войны.

В то время российский флот нёс потери и казалось, что повторяется история русско-японской войны на море.

11 октября в Финском заливе от немецкой торпеды, выпущенной подводной лодкой U-26, погиб вместе со всем экипажем (598 человек) броненосный крейсер «Паллада» .

15 октября в гавани Пенанга немецким легким крейсером "Эмден"был потоплен русский крейсер «Жемчуг» .

29 октября 1914 года без объявления войны ночью два турецких эсминца вошли в порт Одессы с расстояния полукабельтова взорвали торпедой канонерскую лодку "Донец", обстреляли вплотную вторую и минный заградитель, ряд стоявших пароходов, нефтяную гавань, после чего безнаказанно вышли разными проходами из гавани и ушли в море.

В то же самое время "Гебен", будем называть его по-прежнему, обстрелял Севастополь, нанёс тяжелые повреждения миноносцу «Лейтенант Пущин» и потопил минный заградитель «Прут», на борту которого находилось 710 мин заграждения — едва ли не половина всех флотских запасов.

Если кто-то думает, что чисто турецкие корабли отсиживались в тенёчке, то это не так. Они выставляли минные заграждения у российских берегов, топили транспортные суда и обстреливали прибрежные населённые пункты. Но вернёмся к нашим героям. 18 ноября "Гебен" таки нарвался. Он неожиданно встретился с русской эскадрой, теми самыми "Святителями" и "Пантелеймонами" о главе с "Евстафием".

На снимке командующий русской эскадрой адмирал Эбергард и немецкий адмирал Сушон. Кто из них больше на немца похож?:)

-6

Стоял туман, из труб валил густой дым, мешавший работе дальномерщиков. Бой продлился чуть более 10 минут. Он шёл на параллельных курсах. При этом «Иоанн Златоуст» стрелял с неверной наводкой, «Пантелеймон» из-за дыма и тумана вообще ничего не видел и потому огня так и не открыл. «Три Святителя» стрелял по неверным данным «Иоанна Златоуста». А «Ростислав» предпочел выбрать своей целью «Бреслау». И только "Евстафий" таки влупил немцу. Количество попаданий и жертв как всегда пляшет в широких пределах, но даже по немецким данным, погибло 34 человека и 24 были ранены. Разбито 150 мм орудие. На "Евстафии" погибли 33 человека, из них 4 офицера. Вот результат попадания немецкого снаряда в "Евстафий":

-7

Количество всё-таки грозило перейти в качество и "Гебен" счёл за лучшее ретироваться. А "Бреслау", как и другие русские корабли, не пострадал. Ещё один интересный момент.

Командир отряда русских миноносцев кап.1 ранга Саблин всё ждал команды вступить в бой, обстановка была благоприятной, туман позволял напасть на немцев неожиданно, а скорость превышала скорость немецких кораблей. Не дождавшись приказа, начал атаку самостоятельно, но Эбергард немедленно приказал ему вернуться. Чем потом вызвал массу неприятных вопросов к себе. А ведь вполне было возможно, что "Гебен" не пережил бы эту встречу у крымского мыса Сарыч. Вот схемка того боя:

-8

Повреждения на "Гебене" были быстро исправлены, но 26 декабря он подорвался на двух русских минах и вышел из строя до апреля. Уже 3 апреля он вновь встретился с русской эскадрой и не доводя дела до греха, убежал к Босфору. Интересно, что во время этого набега подорвался на мине и затонул турецкий крейсер "Меджидие". В 1916 году он был поднят и вошёл в строй нашего флота под названием погибшего в схватке с "Гебеном" минного заградителя "Прут".

10 мая "Гебен" в очередной схватке получил 3 попадания: одно в бак и жилую палубу, второе - ниже ватерлинии у нижней кромки брони с выводом из строя 150-мм орудия левого борта и повреждением в бортовом коридоре, третий снаряд попал в ящик для уборки противоторпедных сетей, из-за чего сеть свисла за борт. Русские корабли попаданий не имели.

В январе 1916 года "Гебену" довелось познакомиться с новейшим российским дредноутом «Императрица Екатерина II», который после вступления в строй вышел в свой первый боевой поход.
Обнаружив русский линейный корабль, «Гебен» тотчас повернул к Босфору. Начавшийся с дистанции около 110 каб. бой на погоне продолжался около 30 минут, причем осколками близко ложившихся снарядов «Гебен» получил ряд мелких повреждений. Имея преимущество в скорости хода, «Гебен» вышел из сферы огня русского корабля и вскоре скрылся в направлении к проливу.

И в общем-то на этом его активная деятельность резко сократилась. Ведь кроме "Екатерины" появилась и "Императрица Мария". Шутки с набегами закончились. Видя, что немцы понемногу сдуваются, и их главному порту Констанца, откуда шёл практически весь экспорт, и нефтяным полям ничего не угрожает, хотя это и не главная причина было, но всё же, в августе вступили в войну румыны, получили трендюлей и вынудили Россию растянуть фронт ещё на 500 километров.

Но это уже другая история. Что же с "Гебеном"? В 1918 году он таки побывал в Севастополе, где наконец прошёл докование, которого не имел всю войну. Отметился и в Новороссийске. После войны остался в составе турецкого флота, неоднократно модернизировался и только в 1963 году на нём был спущен флаг. Немцы хотели выкупить его как музей, но турки почему-то упёрлись и сдали его в лом. Разборка окончилась только в 1976 году.

Если бы не было "Гебена" и вечно остающегося в его тени "Бреслау" (кстати, это название ныне польского города Вроцлав, бывшего когда-то немецким), то и война на Чёрном море могла бы пойти по совсем другому руслу. Кто знает, как назывался бы теперь Стамбул...