Найти в Дзене

Археологи нашли недостающую деталь Антикиферского механизма

Оглавление

Спустя 2200 лет морские археологи нашли недостающую деталь антикиферского механизма — фантастически сложного, передового средства обработки данных. Артефакт нашли в кораблекрушении у греческого острова Антикифер.

Обнаружение отсутствовавшего фрагмента Антикиферы на дне Эгейского моря. Фото haaretz.com
Обнаружение отсутствовавшего фрагмента Антикиферы на дне Эгейского моря. Фото haaretz.com

Сканирование показывает, что на инкрустированное зубчатое колесо нанесено изображение быка.

Механизм Антикиферы подняли в 1901 году водолазы в неуклюжих металлических гидрокостюмах со средиземноморского дна. В то время мало кто понял, что было обнаружено.

Потребовались десятилетия и передовые рентгеновские технологии, чтобы учёные поняли, что артефакт — это удивительно совершенный сложный аналоговый калькулятор, состоящий из десятков зубчатых колёс.

Крутой склон, на котором обнаружили Антикиферу. Фото haaretz.com
Крутой склон, на котором обнаружили Антикиферу. Фото haaretz.com

Механизм делал не только базовые математические вычисления. Десятки изящно обработанных зубчатых колёс могли вычислять движения Солнца и Луны, предсказывать затмения и равноденствия, отслеживать планеты Солнечной системы, созвездия и многое другое.

Возможно, мы никогда не узнаем, сколько зубчатых колёс было у оригинального механизма Антикиферы. Оценки, основанные на его функциях в прогнозировании космоса, варьируются от 37 до более 70. Для сравнения: самые современные швейцарские часы имеют всего четыре зубчатых колеса.

Что касается корабля, на котором находился механизм, то он был огромным и перевозил драгоценный груз. К счастью, в течение столетия, когда мародёры и неосторожные исследователи прочёсывали это место, не всё было найдено.

Недостающая часть механизма Антикиферы, найденная на дне Эгейского моря. Фото haaretz.com
Недостающая часть механизма Антикиферы, найденная на дне Эгейского моря. Фото haaretz.com
На рентгене видно, что на этой части механизма изображён бык. Фото haaretz.com
На рентгене видно, что на этой части механизма изображён бык. Фото haaretz.com

Это была тёмная и бурная ночь

Грузовое судно, перевозившее механизм и другие сокровища, затонуло рядом с островом Антикифера, отсюда и название самого механизма. Корабль не выдержал шторма, характерного для вод западной части Эгейского моря между Грецией и Кипром.

В 1901 году водолазы нашли остов корабля. Позднее, в 1976 году, группа под руководством известного подводного исследователя Жака-Ива Кусто обнаружила кости, которые принадлежали четырём людям.

В 2012 году новая команда во главе с доктором Бренданом Фоли из Океанографического института Вудс-Хола (после 2017 года в Лундском университете) вернулась в воды Антикифера, чтобы возобновить археологические раскопки под водой, применив новейшие технологии.

Они нашли место кораблекрушения и груз, разбросанный вниз по 55-метровому спуску. Также нашли останки ещё одного человека, который был на корабле.

Большая часть корпуса корабля была буквально съедена морскими животными, такими как корабельный червь, в течение столетий после кораблекрушения. В 1970-е годы, спустя более чем два десятилетия после первого исследования места, Кусто и его команда спасли некоторые части корпуса, включая доски.

Брендан Фоли нашёл золотое кольцо на дне моря. Фото haaretz.com
Брендан Фоли нашёл золотое кольцо на дне моря. Фото haaretz.com

Часть остального корпуса была разрушена. Спустя полвека, начиная с 2012 года, подводные археологи обнаружили сотни артефактов, включая два массивных бронзовых копья, бронзовую руку в натуральную величину, другие фрагменты мраморных и бронзовых статуй, мозаичную посуду, предметы мебели из кости, синие игровые пешки, крышку саркофага, золотые кольца и серебряные монеты.

Также они нашли инкрустированный диск. Как и оригинальный механизм Антикифера, после почти 2100 лет под водой, диск напоминал обломок зеленоватой скалы.

Около восьми сантиметров в диаметре, объект всё ещё имеет четыре металлических выступа по углам с отверстиями для штырей.

В 2017 году дайверы нашли бронзовую руку на месте Антикиферского кораблекрушения. Фото haaretz.com
В 2017 году дайверы нашли бронзовую руку на месте Антикиферского кораблекрушения. Фото haaretz.com

Будет трудно доказать, что собой представляет диск с Тельцом: это часть оригинального механизма Антикифера, часть второго такого же механизма, если таковой существовал, или что-то ещё.

Судя по имеющимся сейчас доказательствам, он выглядит точно так же, как и другие части механизма, которые были признаны неполными. Если учитывать, что на диске изображён Телец, вполне может быть, что с его помощью механизм предсказывал положение зодиакального созвездия Тельца.

Ретро-вкус героев Гомера

На борту судна, затонувшего рядом с Антикиферой, было около 50 мраморных и бронзовых статуй в натуральную величину. Некоторые из них изображали героев гомеровских шедевров "Илиады" и "Одиссеи". Среди них были в том числе Одиссей и Ахилл.

Это озадачило археологов, потому что гомеровский мотив, как полагают, вышел из моды до первого века до нашей эры, когда корабль отплыл, и такие статуи больше не делали.

Тем не менее, на корабле было много таких статуй. Возможно, гомеровский мотив оставался в моде или человек, заказавший эти скульптуры, имел ретро-вкус.

Древняя статуя Геракла, обнаруженная в 1901 году ловцами губок. Фото haaretz.com
Древняя статуя Геракла, обнаруженная в 1901 году ловцами губок. Фото haaretz.com

В 2014 и 2015 годах археологи-дайверы нашли два бронзовых копья длиной два метра, но они не были боевым оружием. Они были частью скульптур.

Интересно, что копья отличаются друг от друга по стилю: одно из них бронебойное, а другое — лёгкое.

Это единственные археологические примеры копий, которые относятся к скульптурам. Нигде в мире больше таких найдено не было.

Так проводятся археологические раскопки на дне Эгейского моря. Фото haaretz.com
Так проводятся археологические раскопки на дне Эгейского моря. Фото haaretz.com

Там, где был найден бронзовый диск в 2017 году, археологи нашли несколько новых частей статуй, включая мраморные ноги, прикреплённые к постаменту, часть бронзового халата или тоги и бронзовую мужскую руку с двумя пальцами, но в остальном прекрасно сохранившуюся.

На основании этих и других находок археологи сделали вывод, что ещё как минимум семь бронзовых статуй остаются погребёнными под морским дном.

Если говорить о технологическом мастерстве, недавнее рентгеновское изображение бронзовой статуи, найденное в обломках Антикиферы командой Кусто в 1976 году, указало на механическое устройство внутри круглого основания, которое, по-видимому, поворачивало статую, когда поворачивался ключ. Но это ещё не подтверждено.

Статуя относится ко второму веку до нашей эры, возможно, более древнему, чем Антикиферийские механизмы. Это может быть самый ранний из известных примеров подобных устройств.

Люциус Лукуллус становится жадным

Кто сделал механизмы Антикиферы, остаётся загадкой. Но историки предполагают, что они могут догадаться, кто заказал этот груз. Возможно, это был Люций Люциус Лукуллус, который начинал скромно, но развил острый аппетит к духовным и физическим удовольствиям.

Сегодня Лукулл хорошо известен своими щедрыми обеденными привычками, нежели военными навыками, благодаря нескольким смешным анекдотам Плутарха, который написал его биографию.

Во всяком случае в 60 году до нашей эры, после блестящей карьеры во время войны, Лукулл удалился на свою виллу, которую он построил вдоль Неаполитанского залива и украсил картинами и скульптурами, собранными во время многочисленных военных походов.

После того, как он победил короля Митридата, который правил Понтусом, небольшим королевством к югу от Чёрного моря в современной Турции, жадность Лукулла выросла и распространилась даже на библиотеку Понтиакских королей.

Некоторые учёные предполагают, что груз Антикиферы был одним из награбленных кораблей Лукулла.

Фрагмент стеклянного шара, сделанного в Египте или Сирии. Найден в крушении Антикифера. Фото haaretz.com
Фрагмент стеклянного шара, сделанного в Египте или Сирии. Найден в крушении Антикифера. Фото haaretz.com

Может быть и другое объяснение. Около 70 года до нашей эры, когда отплыл корабль Антикифера, сенаторский класс, ставший нуворишами того времени, любил украшать свои виллы греческими произведениями искусства. Они заказали тысячи кораблей, чтобы перевезти сокровища с территории восточного Средиземноморья.

Богатый римлянин Цицерон, который, кстати, был близким другом Лукулла, отправил куратора, чтобы раздобыть статуи для своих вилл и особняков.

В римские времена крупнейшими имперскими кораблями были зерновые грузовые суда, грузоподъёмностью 340 тонн. Но торговые корабли могут вмещать до 1300 тонн, возможно, и больше.

Согласно описанию второго века нашей эры, Александрийский зерновоз "Исис" был длиной более 55 метров и шириной около 14 метров. Его трюм был примерно 13 метров в глубину и, вероятно, мог бы перевезти более тысячи тонн зерна и несколько сотен пассажиров.

Всё бы хорошо, но в судоходстве для поддержания остойчивости судна объём должен быть заполнен массой. Другими словами, корабль должен быть взвешен. Однако бронзовые и мраморные статуи, пусть в натуральную величину, занимают много места для своих объёмов.

Теория заключается в том, что они хранились в грузовом отсеке с мешками зерна вокруг них, — считает Фоли.

Прогулочные катера Калигулы

Что можно сказать о корабле, который потерпел крушение в Антикифере? Он перевозил огромный груз, чрезвычайный механизм и, возможно, сотни пассажиров на борту?

Двухметровое копьё из бронзы, принадлежавшее ещё не найденной статуе. Фото haaretz.com
Двухметровое копьё из бронзы, принадлежавшее ещё не найденной статуе. Фото haaretz.com

Это был греческий зерновой корабль из Геллеспонта, который шёл в Италию. Доски корабля на сегодняшний день являются самыми большими из когда-либо восстановленных из любого другого древнего кораблекрушения.

Их толщина даже в сжатом состоянии составляет 10-11 сантиметров.

Бронзовое копьё крупным планом. Фото haaretz.com
Бронзовое копьё крупным планом. Фото haaretz.com

Фактически единственным сохранившимися сопоставимыми судами являются "корабли Неми", которые сумасшедший римский император Калигула построил как плавучие прогулочные дворцы в озере Неми в первом веке до нашей эры. Два из них были обнаружены, когда итальянский диктатор Бенито Муссолини осушил озеро в 1930-х годах. С тех пор дайверы ищут возможный третий корабль.

Это были прогулочные баржи с неглубокой осадкой, но длиной от 70 до 80 метров, — рассказывает Фоли. — Я не думаю, что корабль, который затонул в Антикифере, был таким длинным, но доски на этих плавучих прогулочных платформах меньше, чем на корабле Антикиферы.
Металлический клюз для прохода якорных канатов с Антикиферийского корабля. Фото haaretz.com
Металлический клюз для прохода якорных канатов с Антикиферийского корабля. Фото haaretz.com

Другие компоненты затонувшего корабля включают в себя трюмную трубу, обшивку корпуса, коринфскую черепицу, бронзовые гвозди и такелажные кольца. Внешняя поверхность корпуса обшита тонкими свинцовыми листами.

Части свинцовых труб, найденные водолазами, были связаны с водосточным насосом. Найденная черепица предполагает, что на палубе было крытое пространство, служившее для подготовки и погрузки.

Ещё одно кораблекрушение Антикиферы

Во время исследования морского дна дайверы нашли второе кораблекрушение примерно той же эпохи.

Как и первое крушение, второе также разбросало свои обломки и груз вниз по крутому склону на площади от 35 до более чем 55 метров ниже уровня моря.

Яхта "Калипсо" Жака-Ива Кусто рядом с Антикиферой. Фото haaretz.com
Яхта "Калипсо" Жака-Ива Кусто рядом с Антикиферой. Фото haaretz.com

В 2012 году дайверы восстановили ведущий анкерный запас и манжету, а в 2016 году — свинцовую трубу, которая, возможно, использовалась для печи на камбузе, бронзовые гвозди, лагино (ваза эллинистического стиля) с продуманной ручкой, выглядящей как скрученная верёвка, несколько фрагментов амфор и одну неповреждённую амфору.

Стили этих древних керамических сосудов подобны стилям, найденным на первом кораблекрушении Антикиферы.

Большое количество амфор разных типов всё ещё лежит на морском дне. Там же есть ещё большая бетонированная куча, состоящая, судя по всему из амфор. Ждёт своего часа большой якорный ворот.

Статуя Геракла с фруктами в правой руке. Римская копия имперской эпохи. Фото haaretz.com
Статуя Геракла с фруктами в правой руке. Римская копия имперской эпохи. Фото haaretz.com
Мы посвятили только пару погружений исследованиям этого места, но то, что мы видели и восстанавливали, заставляет предположить, что судно затонуло примерно в тот же период времени, что и крушение Антикиферы, — сказал Фоли. — Сравнение штампов на ручках амфор поможет нам сузить период кораблекрушения. Вопрос о том, были ли эти два корабля связаны напрямую, пока остаётся открытым. Возможно, мы никогда не найдём на него ответ.

Греки поставляют в Рим зерно

Римляне называли Средиземное море Mare Nostrum — наше море. Контроль над морскими путями был необходим империи не только по военным причинам. Одна из причин заключается в том, что город сам по себе зависел от судоходства, которое способствовало доставке провизии.

С населением около миллиона человек Рим нуждался в 250-400 тысячах тонн зерна в год. Откуда взялось всё это зерно?

Историк Иосиф Флавий цитирует вассала, Царя Иудейского, Ирода Агриппа II, отмечая, что Северная Африка кормила Рим в течение восьми месяцев в году, а Египет посылал достаточно зерна, чтобы поддержать город в течение оставшихся четырёх.

Тысячи морских судов, включая корабли Антикифера, использовались для поставки зерна в этот город.

Дайвер поднимает амфору, в которой, возможно, было вино или духи. Фото haaretz.com
Дайвер поднимает амфору, в которой, возможно, было вино или духи. Фото haaretz.com

Зерновые флоты находились в частной собственности греков, финикийцев и сирийцев, которые командовали и оснащали их. Однако корабли были наняты государством. Как и при сборе налогов, правительству было легче передать работу на внешний подряд.

Археологи считают, что корабли Антикиферы были построены и находились в частной собственности у греков.

Химический анализ материала судна, например, свинцового покрытия, показывает, что они были добыты в Халкидиках, на севере Греции. Также была найдена чашка для питья с греческим именем, указывающая, что по крайней мере часть экипажа была греческой.

Золотое кольцо, найденное на дне моря. Фото haaretz.com
Золотое кольцо, найденное на дне моря. Фото haaretz.com

Почему на борту зерновозов были пассажиры?

В первом веке до нашей эры на было такого понятия, как пассажирское судно. Путешественникам приходилось пользоваться торговыми кораблями.

Предварительный осмотр скелетов показал, что они происходили из Эгейского региона. Некоторые из них, по-видимому, были состоятельными, потому что были найдены в непосредственной близости от золотых украшений и серебряных монет.

Археологи также нашли чаши из тонких витков бирюзы, жёлтого и фиолетового стекла, а также миниатюрную золотую фигуру Эроса, висящую на серёжке с гранатами, изумрудом и 20 крошечными жемчужинами. Эти артефакты, возможно, принадлежали аристократическим пассажирам.

Из-за ценности грузов пассажиры были второстепенными. Им обеспечивали только воду. Весь остальной провиант и постельные принадлежности они должны были принести с собой.

Пассажиры спали на палубе, возможно, под тентовыми укрытиями, воздвигаемыми ночью и снимаемыми каждое утро.

Стихия виновата в кораблекрушении

Все находки доказывают, что Посейдон виновен в гибели кораблей, а не пираты, хотя это было обычным делом.

В древности и, конечно, в первом веке до нашей эры моря Малой Азии кишели пиратами. Отчаявшиеся и беженцы всех народов и вероисповеданий объединялись с Кремнийскими и Критскими пиратами.

Жак-Ив Кусто глядит на спасённую статуэтку. Фото haaretz.com
Жак-Ив Кусто глядит на спасённую статуэтку. Фото haaretz.com

Хорошо организованная пиратская деятельность была постоянной угрозой морской торговле Рима. Вооружение торгового флота дельфинами — один из способов защиты инвестиций.

Ещё одна находка с обломками Антикиферы — Дельфин — свинцовая лампа на 100 килограммов с железным шипом. Дельфина перебрасывали на палубу или бросали в корпус атакующего судна.

Дельфинов использовали в течение 400 лет. Их описал в пятом веке до нашей эры историк Фукидид в истории Пелопонесской войны:

Сражаясь таким образом, сиракузяне наконец одержали победу. Афиняне бежали сквозь линию грузовых судов, стоявших на якоре, ища убежища на своей стоянке. Сиракузские корабли преследовали врагов до линии грузовых судов: дальше путь был прегражден балками с дельфинами на концах, поднятыми с грузовых судов над проходами.

Если бы это оружие было неэффективным, его бы не использовали 400 лет.

По материалам haaretz.com