Многолетние археологические исследования на территории исторической части Гомеля дают основание говорить о том, что его история уходит своими корнями в далёкое прошлое. О некоторых сторонах жизни древнерусского Гомеля мы можем узнать только по археологическим находкам.
Сотрудники музея, изучая предметы из состава гомельских коллекций, стремятся получить информацию, дополняющую сведения письменных источников по истории нашего города. Материалы выставки является результатом изучения бронзового навершия ножен меча ХII — ХIII веков из собрания нашего музея.
Бронзовое навершие ножен меча было обнаружено в ходе раскопок на территории «окольного города» летописного Гомия экспедицией «Гомельского областного краеведческого музея». Раскопки проводились в 1987 году под руководством О.А. Макушникова и проходили на том месте, где сейчас расположено здание «Гомельского государственного областного Дворца творчества детей и молодежи».
Чтобы не пропустить наши новые статьи и публикации — подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!
Меч был составной частью воинского снаряжения древнерусского дружиника. Это было дорогое, элитное оружие. Для ношения меча, чтобы уберечься от острых частей оружия, использовались ножны. Носились они с мечом, как правило, у бедра. В средневековье при изготовлении каркасов ножен для мечей или сабель использовалось дерево либо кожа. Деревянный каркас покрывался кожей или тканью, а каркас из кожи, как правило, укреплялся металлическими бляхами или полосами. Внутренняя поверхность каркаса ножен могла быть выложена мехом, выполнявшим целый ряд различных функций. Одной из них было образование особой плёнки, появлявшейся в результате постоянного вложения в ножны смазанного маслом или животным жиром оружия. Кроме этого, благодаря такому меховому ложу в ножнах меч удерживался в фиксированном положении.
Элементы крепления ножен к перевязи делались из кожи и металла. Совокупность металлических деталей ножен называлась «прибором». Металлические части прибора обычно состояли из устья, обоймиц и наконечника. Металлическая пластина, охватывающая устье ножен, предназначалась для предохранения от повреждений при вложении в них оружия. Обоймицы крепились на среднюю часть ножен и обычно имели кольца для крепления к перевязи или поясному ремню. Завершались ножны металлическим навершием (бутероль от фр. bouterolle) сердцевидной или листовидной формы, предназначавшемся для предохранения ножен от царапин или повреждений при контакте с поверхностью земли.
Гомельское навершие ножен меча было найдено в закрытом комплексе остатков постройки мастерской ювелира-литейщика, уничтоженной пожаром, вероятнее всего, около 1239 года, когда город бал осаждён татаро-монголами. Саму мастерскую О.А. Макушников датировал концом ХІІ — началом ХІІІ века.
Исключительно важно то, что обработка навершия не была завершена — с него не были сняты оставшиеся после отливки заусенцы. Мастер просто не успел закончить работу над своим изделием. Это свидетельствует о том, что навершие было изготовлено недалеко от места его находки и Гомель, таким образом, являлся одним из древнерусских центров производства подобных изделий. Это важный научный факт, позволяющий современным исследователям опровергнуть ранее бытовавшие безоговорочное мнение, согласно которому, все найденные на территории Древней Руси литые наконечники ножен меча с высокими штангами и плетеным растительным орнаментом привозились из восточно-прибалтийских земель. Первые образцы таких наверший могли быть изготовлены на территории Восточной Прибалтики и оттуда уже могли быть завезены в Древнюю Русь. Тем не менее, после гомельской находки, все подобные изделия, найденные на территории восточных славян, уже не могут без оговорок причисляться к прибалтийскому импорту. Это говорит о научной важности гомельской находки.
Гомель — город, имеющий богатую 1000-летнюю историю, один из крупных древнерусских центров ремесла и торговли. Здесь кипела жизнь, работали ремесленные мастерские, шумел многоголосьем городской рынок (торг). Изделия древнерусских гомельских мастеров-ювелиров, отлитые из меди и бронзы, дают сведения о моде того времени, а также раскрывают перед нами многогранную картину культурной жизни древнего Гомеля.