Спасут ли Осмоловку от сноса тысячи подписей граждан в защиту квартала?
Под обращением в защиту минского квартала Осмоловка собрано 1890 подписей граждан и 7087 подписей электронной петиции.
Об этом сообщил в Фейсбуке блогер Антон Мотолько.
Электронная петиция отправлена в администрацию Центрального района Минска. По информации Еврорадио, вскоре туда же передадут и листы с подписями.
Руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин рассказал об эффективности электронных петиций и собранных подписей и о способах отстаивать свои интересы в Беларуси.
— Собранные электронным способом подписи имеют такую же юридическую силу, как и подписи, собранные на бумаге, — объясняет эксперт.
По мнению Ковалкина, обращения граждан сегодня едва ли не последний работающий способ взаимодействия между гражданами и властью.
— Известно, как в нашей стране проводятся выборы. Их результаты не признаются международными организациями, которые наблюдают за ними. Местные выборы проходят точно так же, как и республиканские. Вот почему депутаты не очень чувствительны к мнению граждан и не разрабатывают законопроекты, которые учитывают интересы граждан, — говорит эксперт. — По-моему, обращения граждан —это единственный механизм в Беларуси для отстаивания интересов обычных белорусов, поскольку все другие инструменты не работают.
В качестве примера Владимир Ковалкин приводит общественные обсуждения, которые, по сути, таковыми не являются.
— Чиновники приходят и презентуют проект. При этом ни на этапе разработки плана официальной планировки, ни на этапе разработки архитектурного проекта мнение граждан никто не учитывает. Вот и получается, что ни общественное обсуждение — то скандалы и негатив со стороны местного населения. Власти не разговаривают с людьми, не слышат их. Они формально выполняют все процедуры без учета мнения граждан.
Обращение граждан – единственный способ для белорусов сформулировать свое мнение в отношении проблемной ситуации и высказать его чиновникам.
Удастся ли народу спасти Осмоловку от сноса?
Решение властей зависит от сочетания многих интересов, в том числе и финансовых, полагает Владимир Ковалкин.
— Например, если крупные коммерческие структуры, вхожие во властные кабинеты, за закрытыми дверями обсудят с чиновником тет-а-тет условия сделки, заинтересуют его, в том числе лично. С одной стороны, чиновника будет греть возможность реализовать план и поставить галочку, а может, и лично обогатиться по дороге, с другой стороны – есть навязчивые «мухи»-граждане, которые чего-то требуют.
Конечно, чиновнику интереснее выполнить план, выслужиться перед начальством, а при возможности в отношениях с крупным инвестором или застройщиком и свой интерес не забыть. С другой стороны, люди недовольны и могут оказывать давление.
Если прогнозировать развитие ситуации с Осмоловкой, возможны два варианта. Либо нужно проводить некие согласительные мероприятия, начиная от консультации и учета интересов граждан, заканчивая местным референдумом, который по закону можно провести в Центральном районе Минска. Если власти людей слушать не будут, напряжение будет нарастать. Защитники Осмоловки, исчерпав законные инструменты, могут выйти на улицу, чтобы остановить строительную технику собственными телами.
Владимир Ковалкин обращает внимание на то, что в современной истории Беларуси не было проведено ни одного местного референдума. Но это не значит, что их не нужно проводить, уверен эксперт.
— На мой взгляд, если власть действительно хочет выйти из этой сложной ситуации и сохранить лицо, самое разумное – вынести все уплотнения и сносы на местный референдум, и с его помощью принять то или иное решение, — предлагает собеседник.
Коэффициент полезного действия обращений граждан в органы власти около 50-60 %, отмечает Ковалкин.
— Все зависит от того, насколько интересы людей и власти вступают в конфликт. Есть огромное количество позитивных примеров, когда люди добивались ремонта дорог, изменения регулирования движения, благоустройства улиц и т.д. Но есть и множество других примеров, когда чиновнику невыгодно слушать людей, и он пишет отписки и пытается всячески блокировать гражданские инициативы.
Как заставить вице-премьера сделать туалеты бесплатными
Все индивидуально, и всегда играют роль интересы чиновника — как служебный, так и его личный.
Количество собранных подписей в обращении к органам власти не играет роли юридически, говорит Владимир Ковалкин, но по-человечески этот фактор нельзя игнорировать.
— В нормальном обществе власть должна слушать людей, иначе это плохо для нее заканчивается, — заключает эксперт.