Применяющие клеточные технологии в медицине специалисты полагают себя «в тренде», несмотря на неоднозначность и, не побоимся, неизвестные прогностические перспективы действа. Но закон «О биомедицинских клеточных продуктах» не запрещает, а Росздравнадзор контролирует, значит можно творить. На пороге технологического прорыва встал ЦИТО имени Приорова, где в Клинике эндопротезирования с целью «предупредить развитие патологии, оттянуть срок выполнения хирургического вмешательства» практикуют введение стволовых аутологичных клеток, выделяемых из крови, костного мозга и жировой ткани пациента.
В ЦИТО уверены, что технология помогает пациентам. С однозначным ответом вряд ли согласятся исследователи Тель-Авивского университета, установившие противоположный ожидаемому исходу инфаркта миокарда эффект мезенхимальных стволовых клеток. Вводимые мышкам в зону рубца выделенные из миокарда и жировой ткани мезенхимальные клетки, полученные от животного с дисфункцией миокарда, усугубляли процесс и совсем не способствовали репарации и ремоделированию, вовлекая в патологию и покамест здоровые участки миокарда. Клетки из жировой ткани были не столь плохи, как миокардиальные, но и полезными их назвать тоже было нельзя.
Израильтяне экспериментально нашли, что стволовые клетки нездорового организма легко подвергаются влиянию провоспалительных цитокинов и нездорового окружения, реагируя усугублением состояния поврежденной сердечной мышцы. Для трансплантации мезенхимальных клеток, во всяком случае в миокард, лучше отказаться от аутологичных клеток, а прибегнуть к услугам здорового донора или генетически модифицировать аутологичный материал с инактивированным геном Toll-подобного рецептора-4, возможно, с помощью CRISPR. В общем, лечить пока рано, надо проблему изучать.
Аутологичные стволовые клетки не идеальны, но не столь непредсказуемы, как взятые из эмбриональной ткани. Учёные Центра регенеративной медицины и изучения стволовых клеток Калифорнийского университета нашли, что при выращивании эмбриональных стволовых клеток в лаборатории утрачиваются некоторые ключевые характеристики, причина - в невозможности полноценного сохранения паттерна метилирования ДНК яйцеклетки, который и позволяет развитие клетки в нужном направлении. Вывод, опять-таки, аналогичен предыдущему, надо исследовать и нарабатывать.
Но клиники не отягощаются слишком глубоким знанием проблемы, понятно, многие знания – многие печали. Недавно США, где шагу не ступить без лицензии, в крупнейших городах выявили 570 клиник, использующих не проверенные и не одобренные FDA клеточные технологии. Половина поставщиков населению медицинских услуг на основе стволовых клеток предлагают их при ортопедических проблемах, четверть – при болевом синдроме, каждая седьмая – в неврологии. Преимущественно используются выделенные из жировой ткани стволовые клетки (61%) и из костного мозга (48%), но никто не может поручиться, что пациенту это поможет больше, чем навредит.
В ортопедии начали применять клеточные технологии (www.medvestnik.ru)
Naive Human Pluripotent Cells Feature a Methylation Landscape Devoid of Blastocyst or Germline Memory (www.ncbi.nlm.nih.gov)
Вскрылся истинный масштаб лечения «стволовыми клетками» (www.univadis.ru)
А также по теме:
Конечно, не без оснований предполагают, что гемопоэтические стволовые клетки способны адаптироваться к выполнению задач, поставленных перед ними больным организмом, но при хроническом воспалении вреда от них больше, чем можно было предполагать…
Расплата за стволовоклеточный туризм
Закон запрещает использовать для производства биомедицинских клеточных продуктов эмбрионы человека, так что пока применение стволовых клеток остаётся за кадром официальной медицины и норма цивилизованного здравоохранения…