Любая война – это, прежде всего, горе, разруха, большой шаг назад в развитии воюющих государств. Но именно во время войны проявляются лучшие и, чего уж там, худшие человеческие качества, случаются удивительные и порой даже забавные события. Вот об удивительном и забавном мы с вами сегодня и поговорим.
Царь Танк
Разработанный в 1915 году инженером Николаем Лебеденко, этот монстр имел передние колеса диаметром 9 метров! Называли его по-разному: Царь-танк, Нетопырь, Летучая мышь, Танк Лебеденко… Более гигантского танка не было построено ни до, ни после него. Ширина корпуса машины составляла 12 метров и это без боковых башен с пулеметами. Предполагалось. Что на танк можно установить и пушки, но до этого дойти не успели.
Однако, в первом же бою этот бронтозавр от механизации попросту утонул в болоте и до 1929 года являл собой неподвижно ржавеющий памятник гигантомании и человеческой расточительности, пока его не порезали на металлолом.
О французах, красных штанах и наступательном запале
Французское командование относилось к нововведениям в вооружении крайне пренебрежительно. В частности, министр обороны Эжен Этьен отмечал, что аэропланы хороши для почты, но не для ведения боевых действий. Пулеметы, бронемашины и танки считались бесполезными. Строевой подготовкой и умением создавать защитные укрепления вроде окопов никто не заморачивался. Французские генералы делали ставку на «наступательный запал» войск, который, по их мнению, должен был привести армию к победе.
Когда в ходе модернизации войск было предложено одеть солдат в форму защитного цвета, командование и даже парламент воспротивились и вынудили модернизаторов оставить для солдат традиционные синие мундиры и красные штаны. Тот же Эжен Этьен в запале спора выкрикнул: «Красные штаны – это и есть Франция!»
И только после эпичного разгрома французской армии под Арденнами, командование начало заменять яркую форму на неброскую, защитного цвета. Впрочем, командовавший французами генерал Жозеф Жоффр удручался, что французам не хватило наступательного запала, который, как всем известно, приводит к победе.
Битва в тумане
Перейдя германскую границу, французская армия собралась наступать дальше. В одно туманное августовское утро 1914 года командиры подняли войска и направили их в атаку на немцев. Но судьбе было угодно сделать так, чтобы этим же утром в наступление собрались и немецкие войска. Они двигались друг навстречу другу, но из-за молочно-густого тумана никто не видел противника до тех пор, пока обе армии не столкнулись нос к носу. В тумане ничего не было видно, никто не знал, куда стрелять и с кем биться, в обоих войсках началась паника.
Но тут решающую роль как раз и сыграли знаменитые французские красные штаны. Немцы по ним узнавали неприятеля и вполне успешно его уничтожали. В этой битве погибло около 20 000 французов, после чего командование все же посчитало необходимым не только заменить форму, но и начать уделять внимание строевой подготовке и рытью окопов.
Как погиб пилот Нестеров
Штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров был пилотом от бога и основоположником высшего пилотажа. Он первый в мире сделал на своем аэроплане мертвую петлю и был уважаем летчиками всего мира. Во время первой мировой войны он придумал способ тарана, при котором таранящий аэроплан оставался целым и невредимым, в то время, как атакуемый враг падал и разбивался.
Однажды, находясь на аэродроме, он увидел в воздухе вражеский самолет-разведчик. Не зная, что задумал противник, Нестеров запрыгнул в свой аэроплан и быстро взлетел. В те времена воздушные дуэли были бессмысленны просто потому, что попасть во вражеского пилота из револьвера при этом продолжая управлять своей машиной было почти невозможно. Петр Николаевич решил пойти на таран и заодно проверить свою теорию. Однако в спешке он забыл пристегнуться и когда шасси его самолета коснулось крыльев противника, он попросту выпал из кабины и разбился насмерть. Тем не менее, вражеский самолет получил повреждения и тоже упал вместе с пилотом.
Первая самолетная броня
Во время Первой Мировой Войны самолеты изготавливали из дерева и фанеры. Сбить такой летательный аппарат могли из простой винтовки, просто попав снизу в пилота. Русские летчики по этому поводу решили защищаться от пуль и устроили себе бронирование сидения. Перед вылетом пилот клал на сиденье обычную чугунную сковородку, тем самым защищаясь от выстрелов с земли.
Ультиматум без выхода
Перед вступлением России в войну, Николай II объявил общую мобилизацию. Германский кайзер, по совместительству являвшийся его двоюродным братом, отправил посла с ультимативным требованием отменить мобилизацию и не лезть не в свое дело. Когда посол пришел за ответом, Николай отказался.
Трижды просил посол отменить мобилизацию, трижды отказывался Николай II. Тогда посол объявил, что вынужден теперь передать императору следующий документ и отдал бумагу, в которой Германия объявляла войну Российской Империи. И тут произошел небольшой казус: посол толи ошибся, толи просто не заметил, но он передал царю и вариант документа, который был подготовлен на случай, если Россия отменит мобилизацию войск. Однако во втором варианте Германия все так же объявляла России войну, так что стало понятно, что кайзера устроил бы любой ответ.
Пари на повешение
В 1915 году российские войска защищали крепость Осовец, которая находится сейчас на территории Польши. Возводилась крепость для обороны прохода между Неманом и Вислой и у немцев торчала, как кость в горле. Обороной руководил Генерал-лейтенант Николай Александрович Бржозовский, к которому германское командование направило парламентера.
Немец, по прибытии в крепость, предложил Николаю Александровичу полмиллиона марок за то, что русские войска покинут крепость и дал слово, что немцы не будут препятствовать отступлению. Он объяснил, что это не взятка, а стоимость боеприпасов, которые немецкая армия потратит на захват крепости. А боеприпасы, по словам парламентера, Германии пригодятся в другом месте.
Когда Бржозовский отказался, германский офицер вспылил и сказал, что ровно через 48 часов немецкие войска все равно захватят Осовец. На это генерал предложил парламентеру пари: немец остается в расположении крепости на 48 часов. В случае, если германские войска за это время захватывают крепость, парламентер имеет право повесить Николая Александровича. Но если не захватывают – Бржозовский вешает парламентера. Немецкий офицер струсил и не принял условий спора, вскоре отбыв к своей армии.
Атака мертвецов
Вскоре после несостоявшегося пари между немецким парламентером и генералом Бржозовским, войска кайзера начали атаку. Сначала Осовец был обстрелян из крупнокалиберных орудий, а после на русских солдат пустили боевой газ. Подождав какое-то время и решив. Что в крепости остались одни трупы, немцы подняли в атаку пехоту.
Солдаты шли, как на прогулке, ведь после газа не мог выжить никто. Но тут перед ними начали вставать с земли русские пехотинцы передней линии укреплений. Всего 60 человек защитников выжило после газовой атаки, и они встали и пошли на неприятеля в штыковую. Немцы были так удивлены и испуганы, что обратились в паническое бегство. Семь тысяч германских солдат убегали от шестидесяти русских побросав оружие! Позже контратаку роты подпоручика Котлинского назовут «Атакой Мертвецов», а подвиг солдат, обративших в бегство противника, намного превосходящего численностью, будет прославлен по всей России.
О чувстве долга русского солдата
Уже намного позже, когда война закончилась, а остатки крепости Осовец находились на территории независимой Польши, польская армия решила проверить слухи о том, что русские, покидая крепость, оставили в ней склад продовольствия. Но когда поляки открыли дверь в подвал, их остановил окрик: «Стой, стрелять буду!».
Продовольствие до сих пор охранял русский солдат! По какой-то невероятной случайности про него забыли, и он 9 лет не покидал свой пост, питаясь консервами со склада. Когда польские солдаты хотели вывести его наружу, он отказался оставлять склад без охраны без приказа своего начальства! И только после длительных переговоров воина вывели из подвала, где он тут же ослеп от яркого дневного света.