Предыдущий выпуск цикла «Война. Руководство для "чайников"» можно почитать здесь: Война в Йемене
Ненадолго вернемся от пыльных ближних востоков к недавней истории Советского государства. Многие задумываются вопросом – как так получилось, что такое огромное государство, настоящая «красная империя», развалилась на мелкие псевдо-национальные осколки, которые начали настоящую резню на окраинах, пытаясь урвать побольше «суверенитетов»?
Ответ, к сожалению, кроется в неспособности «перестроечной» власти решать национальный вопрос. Согласно ленинской теории, национальный вопрос не должен подниматься в государстве, в котором равенство обеспечивается по признаку классового единства. То есть пофигу, кто ты – русский, армянин, азербайджанец или таджик – важно, что все вы вместе работаете в едином трудовом коллективе и вместе создаете будущее своей страны. Как у Маяковского:
Мы живём, зажатые железной клятвой.
За нее — на крест, и пулею чешите:
это — чтобы в мире без Россий, без Латвий
жить единым человечьим общежитьем. (С)
А вот как решать национальный вопрос, если он ВНЕЗАПНО назреет – ответа не было. А те варианты, что были (жесткое подавление), никак не укладывались в «новое политическое мышление». Более того – любое подавление так называемых «свобод» отдельных народов сразу же порицалось на страницах СМИ (гласность, хули), и тем самым цепляло других «ревнителей за свободу». Вентиль-то открыли, стало можно говорить о «произволе, терроре и диктатуре». А на любое одно здравое мнение всегда найдется сто слов критики.
В общем, разваливалось «единое человечье общежитье». И одним из полей этого полураспада стала маленькая горная республика – Нагорный Карабах.
Собственно, вопрос Карабаха никогда так остро до XX века не стоял. Маленький, но гордый Карабах всегда был армянской территорией – как говорится «областью компактного проживания» армян. Проблема была лишь в том, что Карабах (или если использовать древнее название – Арцах) периодически подпадал под влияние Персии и входил в сферу персидских интересов, как и все области Кавказа. Эти аппетиты передались от Персии к Азербайджану, который стал настойчиво и упорно считать Карабах «своей территорией»
Некоторое время побыв в составе Российской империи, Карабах сильно пострадал в ходе Гражданской войны – тогда случился первый армяно-азербайджанский конфликт. У армян еще свежа была память о геноциде, учиненном турками – и они жаждали крови, а азербайджанцы, которые в этом геноциде тоже принимали участие, не отставали от армян по части кровожадности.
После двух лет войны советское правительство предложило статус-кво в отношении конфликта. Пленум Кавбюро ЦК РКП(б) от 5 июля 1921 года постановил: «Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию». И Карабах становится Нагорно-Карабахской автономной областью (НКАО) в составе Азербайджанской ССР. Ему были переданы широкие права, языком судопроизводства и жизни в области был армянский. И в принципе, проблем не было – вплоть до 1987 года, когда замедленное действие этой мины кончилось...
Собственно, закрутиться такая каша могла только в «перестройку» - когда хлынули потоком взаимные оскорбления на страницах местных и союзных (!) газет. Армяне обвиняли азербайджанцев в том, что те не отдают Армении Карабах, азербайджанцы обвиняли армян в том, что те притесняют «азеров». С обеих сторон настроения подогревались местными новосозданными националистическими организациями (чего еще лет 5 назад представить себе было просто невозможно – откуда в Союзе, победившем нацизм, могут быть националисты???).
В феврале 1988 года армяне Карабаха, набравшие силу в жаркой полемике, перешли от слов к делу. 20 февраля внеочередная сессия народных депутатов НКАО обратилась к Верховным Советам Армянской ССР, Азербайджанской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении. Дальше события ухудшались с бешеной скоростью – первые столкновения в Аскеране с применением огнестрельного оружия, митинги, забастовки.
Но более всего повлияли на развитие конфликта события в Сумгаите 27 – 29 февраля 1988 года. В результате диких погромов, учиненных азербайджанцами, погибли 26 армян. Впервые такой ад произошел в Советском Союзе – одни люди грабили, жгли и убивали других только за то, что они другие, за то, что они армяне. После Сумгаита азербайджанцы громили армянские кварталы в Кировабаде (Гяндже), Закаталы и Шеки, в самом Баку.
Армяне на зверства «азеров» отвечали в основном митингами, призывами к общественности, коллективными обращениями в самые разные инстанции. К 1989 году армяне Карабаха поняли, что все это не поможет – и стали собираться в «вооруженные формирования». И к 1990-му году гнойник все-таки прорвало.
Январские обстрелы на границе районов стали прелюдией к кровавому конфликту. Резня достигла непривычных для СССР масштабов: ни ввод чрезвычайного положения в Нагорном Карабахе, ни присланные внутренние войска не могли исправить ситуацию. Более того, с обеих (!) сторон убивали советских солдат, которые прибыли в Карабах по распоряжению Москвы, чтобы сдержать эскалацию конфликта.
Ничего не помогало: 23 августа — Верховный Совет Армянской ССР принял Декларацию «О независимости Армении», а до кучи признал требования Нагорного Карабаха на воссоединение с Арменией. В ответ азеры развязали бои под Чапаром, а 25 сентября забрасывали гранатами с вертолетов Степанакерт – столицу Карабаха.
В 1991 году, вместе с развалом Союза, ситуация буквально стала рассыпаться на части. Как говорят фокусники – следите за руками:
- Апрель – армия СССР пытается разоружить армян Карабаха – в итоге жертвы среди солдат и мирного населения
- Май – США осуждает действия СССР против армянского населения Карабаха
- Июль – Армения объявляет мобилизацию
- АВГУСТ – независимость Азербайджана
- СЕНТЯБРЬ – НАГОРНЫЙ КАРАБАХ ПРОВОЗГЛАШАЕТ НЕЗАВИСИМОСТЬ (в составе Нагорно-Карабахской республики – бывшая НКАО и Шаумяновский район)
- СЕНТЯБРЬ – армянские боевики начинают операцию по зачистке НКР от азербайджанских сил.
- СЕНТЯБРЬ-ДЕКАБРЬ – 120 суток подряд (!!!) азербайджанцы обстреливают Степанакерт
К тому времени, когда СССР перестал существовать и внутренние войска покинули Карабах, ситуация накалилась добела. Как выяснилось, даже при том, что столкновения уже вовсю набрали силу, полномасштабная войнаначалась только с развалом СССР – в 1992 году.
Тут дело в том, что с падением СССР и Армении, и Азербайджану было передана часть военных ресурсов Союза. Это при том, что еще до официальной передачи значительная часть вооружения – от стрелкового до тяжелого – была банальным образом украдена со складов Советской Армии. Пока азербайджанцы поливали Шаумяновск и Степанакерт трофейными «Градами», армяне в полевых условиях громили азерские блокпосты ОМОНа.
Отдельно стоит вопрос об участниках войны в Карабахе. В первую очередь, на обоих сторонах появлялись бывшие советские военнослужащие, причем за Армению стояли русские, белорусы, некоторые украинские солдаты, а за «азеров» - узбеки, киргизы, чеченцы. Но и здесь были свои особенности.
Так, за армян выступали многочисленные армянские добровольцы (или даже наемники) из числа большой и международной армянской диаспоры. Многие из добровольцев приехали с Ближнего Востока – из Сирии, из Ливана: там, в тяжелых условиях, они получили серьезную военную подготовку и перенесли ее на горные карабахские реалии. Кроме того, выступали за Карабах и представители других непризнанных республик – Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья.
Особняком среди непризнанных республик, воевавших в Карабахе, стояла печально известная, непризнанная и самопровозглашенная Чеченская Республика Ичкерия. В отличие от других отделившихся республик, чеченские боевики поддержали братьев по вере – азербайджанцев. Летом 1992 года в осажденной армянами Шуше на стороне азербайджанцев воевали порядка 400 чеченских боевиков под руководством молодого чеченского командира. 3 июля 1992 года во время операции по освобождению села Кармраван многие из них были убиты, а 120 попало в плен. После этого события командир никогда в Карабах не возвращался, считал бой с армянами своим самым большим поражением, но зато стал печально известен в России. Его имя – Шамиль Басаев.
Еще один персонаж чеченской войны также впервые появился на постсоветском пространстве именно в ходе событий в Карабахе. По словам британского журналиста Томаса де Ваала, который написал книгу «Черный сад», где наиболее полно изложена история войны в Карабахе, он пришел в Карабах в составе афганских моджахедов, которые также воевали за Азербайджан. Не то чеченец, не то черкес, не то саудит, не то иорданец, учился в Америке, воевал в Афганистане, отличился в боях за Джелалабад и Кабул, получил пулю в живот из «Утеса», лишился нескольких пальцев при взрыве гранаты. А в 1999 году он и Шамиль Басаев начнет Вторую Чеченскую войну, атаковав Дагестан. Его имя - Самер Салех ас-Сувейлем, но русский зритель и читатель узнает о нем по псевдониму – Хаттаб…
Еще интересные персонажи, которые воевали за азербайджанцев в Карабахе, были из ставшей «незалежной» Украины. Добровольческие отряды неонацистов из УНА-УНСО, ураганившие помимо Карабаха в Приднестровье и в Чечне, исполняли роль летчиков и артиллеристов. В 1991—1992 годах авиабомбы на Степанакерт сбрасывали Юрий Беличенко и Анатолий Чистяков — уроженцы Украинской ССР. Когда Беличенко сбили армяне и взяли в плен, он рассказал, что Баку платил им 5000 баксов в месяц. А азеры им рассказывали удивительные истории о том, что «в Карабахе нет мирного населения, и против Азербайджана воюют негры и француженки, которые не сдаются в плен».
Охренеть. После таких историй смотришь на ситуацию в Донбассе – и понимаешь, откуда украинцы нахватались умению так искусно врать и пудрить мозги всем, кому ни попадя. Вот откуда ноги растут…
Война за Карабах шла три года – с 1992 по 1994 год. Не закончена она, по факту и сейчас (несмотря на мир, на российских миротворцев, на статус-кво) – заморожена, как и приднестровский конфликт, и абхазский, и осетинский. За три года войны армяне Карабаха смогли сделать невозможное – выстоять, укрепиться, занять территории и отбить атаки «азеров», чеченцев, украинцев, моджахедов. Но Боже мой, сколько много жертв и с той, и с другой стороны, сколько много ненависти между двумя народами! В этом смысле Карабах отличается от других конфликтов тем, что здесь он оказался помножен на традиционное кавказское стремление к кровной мести. Кровь за кровь, жизнь за жизнь, смерть за смерть. Проблема лишь в том, что кровавая мельница мести лишь сильнее раскручивается с каждым новым поворотом, и ее жернова перемалывают все больше и больше людей.
Лишь потому, что есть условные «мы» – и есть условные «они». Лишь потому, что «они» – другие, не такие как «мы». И среди тысяч голосов войны никто не слышит в этом угаре ни плача скорби, ни голоса разума…
Предыдущий выпуск цикла «Война. Руководство для "чайников"» можно почитать здесь: Война в Йемене
Подписывайтесь на официальный канал проекта Astra Militarum в Telegram, чтобы не пропустить новые статьи, а также интересные новости из мира военных конфликтов.