Найти в Дзене
Наш край

Залинейный район в Гомеле и его история

Название Залинейный район исторически понималось так: «территория города и все улицы, располагавшиеся за линиями Либаво-Роменской и Полесской железных дорог».

Либаво-Роменская железная дорога — это сетка железнодорожных линий, которые связывали белорусские губернии с портами Балтийского моря, Украиной и иными районами Российской империи. Она была создана указом Сената об объединении Либавской и Ландварово-Роменской железных дорог в одну — Либаво-Роменскую.

Наименование железной дороги было образовано от обозначения двух крайних точек на географической карте, откуда начиналась и где заканчивалась данная железная дорога: Либава — это прежнее название современного города Лиепаи на территории Латвии, Ромны — город, райцентр Сумской области Украины.

Линия Либаво-Роменской железной дороги, как мы уже говорили, была проведена через Гомель в 1873 году.

Во второй половине XIX века существовало несколько участков Полесской железной дороги: Брестско-Гомельский, Гомельско-Брянский, Барановичско-Белостокский, Виленско-Ровенский. Строительство участка от Бреста до Пинска началось в 1882 году, остальных — в 1883 году. Через Гомель линия Полесской железной дороги прошла в 1888 году.

Все указанные участки были одноколейными, поскольку железнодорожное полотно прокладывалось преимущественно по лесной и в значительной степени заболоченной местности.

Полесская железная дорога строилась в стратегических целях. От неё больших доходов не ожидали. Тем не менее она уже очень скоро начала давать государству прибыль (в 1896 году, например, свыше пяти миллионов рублей).

К 1911 году за линиями Либаво-Роменской и Полесской железных дорог, к западу от первоначального Гомеля, существовало уже 47 улиц. В дальнейшем их стало больше. К числу улиц Залинейного района относились:

  • Алексеевская (Бочкина),
  • Андреевская (Водопьянова, ныне — Украинская),
  • Балашовская (Калинина),
  • Батарейная (Богдана Хмельницкого),
  • Быховская (Быховская),
  • Васильевская (в настоящее время не существует; предположительно соединяла улицы Киевскую и Федосеевскую, пересекая Павловскую, Московскую, Скобелевскую и Одесскую; не исключено также, что название Васильевская относилось к улице Скобелевской-Ауэрбаха),
  • Владимирская (Максима Горького),
  • Воронцовская (Стеклова, Громова, с 1957 года — Тургенева), Герасимовская (Николая Островского),
  • Гомельская (Пенязькова),
  • Графская (Кропоткина),
  • Домбровского (Рабочая, с 1979 года — Якубова], Екатеринославская (Днепропетровская, затем — Гомельская, ныне — Пенязькова),
  • Елизаветинская (Молокова, Чайковского),
  • Захарьевская (Дзержинского),
  • Ивановская (Котовского),
  • Ильинская (Слепнёва),
  • Киевская (Киевская),
  • Коновальчиковская (Щедрина),
  • Лещинская (Лещинская),
  • Любенская (Любенская),
  • Мещанская (Леваневского),
  • Михайловская (переулок Островского),
  • Монастырская (2-я Заводская),
  • Московская (Московская),
  • Немецкая (Куйбышева),
  • Никольская (Демьяна Бедного),
  • Новопесочная (Песковатая, Белорусская),
  • Одесская (Рокоссовского),
  • Орловская (Воровского),
  • Павловская (Ворошилова, Ватутина),
  • Песочная (Энгельса),
  • Петровская (Бакунина), Подгорная (1-я Заводская), Петропавловская (Петровского),
  • Пожарная (30 лет БССР),
  • Полесская (Полесская),
  • Радькинская (Чичерина, Чкалова),
  • Семёновская (Складская, Заслонова),
  • Скобелевская (Ауэрбаха),
  • Стасенковская (Будённого, Барыкина),
  • Федосеевская (Сталина, с 1961 года — Циолковского), Электрическая (Химакова),
  • Ярославская (Ярославская).

Центральной магистралью Залинейного района и самой большой по протяжённости улицей Гомеля (7800 метров) в наши дни является улица Барыкина. Первоначальное название этой улицы — Стасенковская. С 1930-х годов и до 1957 года она носила имя советского военачальника маршала Семёна Михайловича Будённого (1883-1973), а затем была названа в честь Емельяна Игнатьевича Барыкина (1902-1951), одного из организаторов и руководителей подполья и партизанского движения на территории Гомельской области во время Великой Отечественной войны.

Бывшая Стасенковская улица начиналась от дома зажиточного казённого крестьянина Стасенкова. Он первым основался на данной улице, и его дом стоял на том месте, где ныне расположен называемый по традиции «Дом связи» (почтовое отделение № 1]. Перед домом Стасенкова был шлагбаум. Сам хозяин имел собственное поле, небольшое стадо коров, иную домашнюю живность.

В конце 1880-х или в начале 1890-х годов на Стасенковской улице купил участок земли и построил дом инженер-землемер по железнодорожному делу Константин Катерли, приехавший в Гомель работать на железной дороге из местечка Кайданы бывшей Ковенской губернии. Его дом (№ 22) стоял в начальной части улицы Барыкина ещё в 2002 году и был самым старым домом на этой улице. В этом доме родился автор данной книги, являющийся правнуком по линии матери инженера-железнодорожника Константина Катерли.

Продолжение читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.

А чтобы не пропустить новые статьи и материалы — подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!