Один из наиболее знаменитых и характерных лидеров времен Гражданской войны, революционер-анархист Нестор Иванович Махно никогда не поддерживал белогвардейцев. Более того, ни разу не вступал с ними в переговоры (инициатором которых был, как минимум, барон П. Н. Врангель, посылавший к батьке парламентеров). Широко была известна его нелюбовь (мягко сказано) к поборникам старого строя — к дворянам, чиновникам, офицерству.
Более того, Повстанческая армия нередко координировала свои действия с Красной армией и даже становилась ее частью. Именно активный, безбашенный рейд махновцев по тылам деникинцев не дал последним взять Москву в 1919 году. Да и последний оплот белых на европейской территории России — Крым — коммунисты брали на пару с анархистами. Колеблясь между белыми и красными, Батька всегда выбирал большевиков, считая их все же революционерами и близкими ему по духу людьми. Увы, в итоге анархистская вольница закончилась под натиском «возмужавшей» Красной армии, уже после того, как барон Врангель уплыл из Крыма.
У меня одна забота, нет важней ее забот, кони версты рвут наметом, косит белых пулемет... (с) из стихотворения самого Н. Махно.
А в советской литературе, публицистике, кинематографе анархисты стали синонимом слова «бандит». Спору нет, многие «типа-анархисты» и являлись, по сути, криминальными элементами без какой-либо идеи. Мелкие атаманы не брезговали сотрудничать с белогвардейцами. Но в большинстве советских изданий, включая знаменитый «Краткий курс ВКП (б)», анархисты поголовно выставлены именно союзниками белых, кулаками и отвратными бандюганами.
Оно и понятно — советская власть пыталась затереть нелицеприятные для самой себя факты. Как же так, непобедимые коммунисты, боровшиеся за власть рабочих и крестьян, были вынуждены уничтожать как раз крестьянских лидеров. Да еще до этого дружили с анархистами против немецких оккупантов и белогвардейцев. Начиная с тридцатых годов агитационная машина СССР заработала на полную мощность, окончательно мифологизировав Гражданскую войну.
Впрочем, в более ранних работах роль махновцев оценивалась куда более объективно. Речь идет о знаменитом труде автора Н. Е. Какурина под названием «Гражданская война. 1918—1921». Несмотря на банальное название, сама книга представляет интерес. Во-первых, сам автор. Бывший полковник царской армии, «военспец», талантливый писатель и теоретик, Н. Е. Какурин в своей «Войне» достаточно объективен, уделяет много внимания фактам и цифрам. Во-вторых, сама работа вышла в то самое время, когда советская цензура вкупе с машиной по «промывке мозгов» еще только разгонялась. Наконец, есть в этой работе и интересный взгляд на деятельность Нестора Махно.
Н. Е. Какурин не отрицает многих реальных событий — временные союзы анархистов с большевиками, их посильное участие в борьбе против белогвардейцев. Но в то же время, автор все равно считает махновцев союзниками белых. Парадокс? Не совсем. Военный историк указывал, что борьба анархистов с Красной армией ослабляла большевиков, вносила смуту в умы людей. Махно был вынужден сражаться с коммунистами, но тем самым он невольно помогал полякам и белогвардейцам Врангеля.
Вскоре подобный тезис бывшего царского офицера подхватят и другие авторы, а потом махновцы и вовсе станут «защитниками кулаков» и союзниками белого движения.
Кстати, сам Н. Е. Какурин, как и практические все остальные авторы и редакторы «Войны» был репрессирован в тридцатые годы. Труды же его до сих пор котируются, считаются достаточно объективными работами по нелегкому периоду Гражданской войны... С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Ставьте лайки статье, если она пришлась вам по вкусу.