Михаил Романов стал первым представителем Фамилии на российском престоле. На момент воцарения ему было 16 лет и вступать в брак ему пришлось уже будучи царём. Так как он не был с детства воспитан в подготовке к правлению со всеми сопутствующими правилами, то он всерьез рассчитывал на то, что ему удастся взять в жены девушку по своему усмотрению. Выбрал он Марию Хлопову, дворянскую дочь и дело к свадьбе шло. Её поселили во дворце, но тут вскоре она и заболела. Вроде бы врачи ничего особо опасного не находили, но мать Царя, очень уж воспротивилась их браку. Мать, инокиня Марфа, которая в то время по молодости сына активно вершила правление, ослушаться государь не решился и решением Земского Собора сослали невесту с родными её в Тобольск.
Михаил не искал другую себе жену, но противиться маме тоже не решался. Но тут появляется папа. Известный молодой московский боярин, красивый и умный Фёдор Романов был 19 лет назад был вместе с женой пострижен в монахи. С тех пор пережив многое, стал митрополитом с именем Филарет и отбыл 8 лет в польском плену. По возвращению он стал Патриархом и соправителем своего сына, оттеснив властную мать Михаила. Царь пожаловался отцу и патриарху Филарету на сложившуюся ситуацию с его женитьбой, на что тот упрекнул сына в малодушии и предложил сейчас же все и решить. Но возвращение из ссылки двигалось долго, за 2 года девушка добралась только до Нижнего Новгорода.
Медленное движение объясняется просто. Согласовав сыну возвращение любимой и обеспечивая этот процесс, Филарет укрепил своё влияние в его глазах и лишаться этого быстро не имело смысла. Вместе с тем, политически более опытный Патриарх за это время начал предлагать царю иные выгодные решения его матримониальных потребностей. Вначале, Филарет завел разговор о литовской партии, но Михаил отказался от неё, как впрочем и от датских, шведских принцесс. Он по-прежнему настаивал на женитьбе на Марии Хлоповой. Мудрый отец не противился. Тут даже удобное для Филарета дознание было учинено и выявлено, что в нездоровье Хлоповой виновны были Салтыковы, влиятельная при дворе семья, очень уж дружная с отодвинутой от власти матерью царя. Инокиня Марфа не спасла своих товарищей от наказания, правда было оно не столь страшным - ссылка в их же имения. Но при этом мать царя заняла твёрдую позицию против женитьбы сына на Марии.
И уже 27-летний монарх окончательно отказался от совместных планов с Хлоповой, о чем её родные были уведомлены официальным письмом.
Дабы не наступать повторно на грабли семейных размолвок на почве своего брака, царь Михаил тут же соглашается на предложенную матерью кандидатуру и скоро женится на дочери князя Владимира Долгорукова. Мария была моложе мужа, но во время свадьбы почувствовала себя нехорошо и болела несколько месяцев. На Крещение столь ожидаемая супруга государя умерла. Это событие совершенно выбило из себя её отца, от этого удара он уже не оправится.
Но дело семейного счастья монарха не терпит долгих отлагательств. Уже на следующий год был устроен новый смотр девиц на вакантное место первой леди государства. Евдокия Стрешнева, рано осиротевшая, в смотре в царицы не участвовала, но приехала поддержать подружку Волконскую. Михаил выбирает именно Евдокию, снова огорчив своим выбором родителей. Но в этот раз они не противятся, но предлагают хотя бы имя её сменить на Анастасия. Девушка проявляет характер, так отличающийся от приписываемой невесте кротости, и отказывается именоваться иначе.
Евдокия младше мужа на 12 лет, вышла замуж в 18 лет. Под присмотром властной свекрови ей пришлось жить еще 5 лет. За это время женщина не имела права решать никаких вопросов, в том числе в части бытовых вопросов и воспитания детей. Её главной задачей было рождение наследника мужского пола. Родить ей до 31 года удалось 10 детей. Вероятно смогла б явить на свет и больше детей, но роды в 1639 году воспрепятствовали ей в этом. Из мальчиков выжил только Алексей, будущий царь и отец Петра I.
Долгой счастливой жизни Михаил так и не обрел. Умер он очень рано, в 49 лет. Причиной тому, как сообщается стал асцит, который усугубил сидячий образ жизни и продолжительная депрессия, да и природная болезненность монарха. Евдокия пережила супруга всего на 5 месяцев. Говорят, что столь сильно её потрясло это событие. Вместе с тем, набиравший свою силу боярин Морозов, стремившийся стать самым влиятельным при Царе Алексее, прекрасно помнил как мать может влиять на венценосного сына по примеру инокини Марфы и Михаила Фёдоровича.
*** Подписывайтесь на "11 экю". Впереди всё самое интересное!