Испокон веков крестьяне на Руси обсуждали свои общинные дела и разрешали всякие ссоры, споры и недомолвки на мирских сходках в присутствии старшин, старост и голов. Обычно после примирения бывшие соперники по-братски предлагали друг другу угощения, и такие собрания превращались в пир, на котором гуляли всем миром. Назывались такие застолья «братчинами», «братовщинами» или «братовщинками», и для наших предков это был верный повод прекратить междоусобные распри, и укрепить братство, дружбу и мир.
Со временем власти ввели волостные и мировые суды, и необходимость разрешать конфликты на общем сельском сходе постепенно исчезла. Однако наши крестьяне хранили старинный дружелюбный обычай, который служил примером русского гостеприимства: после деловых встреч и совместного решения насущных вопросов они непременно приглашали друг друга на хлеб-соль да чарку вина.
К XIX веку "братчиной" стали называть всякие народные посиделки, где питие и кушанье снаряжались в добровольную складчину. А в иных местах поселяне заранее совместными трудами варили пиво и готовили угощения на праздничный стол для братовщин.
Как правило, такие гулянья устраивались на все церковные праздники, Красную горку, Святки, Масленицу, по случаю смотрин, венчания молодожёнов, новоселий, крещения младенцев, отпевания почивших родственников, а также при закладке или завершении строительства новой церкви.
В любом случае торжества начинались в храме с Литургии и таинств, продолжалось молебном с общей большой свечой, на которую жертвовали всем миром в складчину, и только потом устраивались гулянья с угощениями поселян со всего околотка.
Стол накрывался по общему достатку, но хмельные напитки ставились непременно. В обязательном порядке старались щедро накормить нищих и каликов перехожих. Застолья сопровождались пением, плясками, хороводами, играми и забавами.
Особыми братчинами почитались Михайловская – в день архистратига Михаила 6 сентября (19 сентября по новому стилю) и Никольская – в день святителя Николая 6 декабря (19 декабря по новому стилю).
«По многим городам, деревням и селам зажиточные люди делают складчину из благовения к празднику какого-нибудь святого или такого угодника, который почитается покровителем целой деревни, или во имя того праведника, в честь коего выстроена церковь по какому-нибудь чудесному событию». А. Терещенко, русский этнограф, 1848 год
На престольные праздники прихожане отправляли братчину с особой веселостью, и гостей звали со всей округи. В летнюю пору обычно столы накрывали под открытым небом, близ храма, а зимой гуляли в доме священника или дьякона.
«С братчинами имеют больше сходства ссыпчины, Юрьев день, Никольщина и холки. Все они служат предметом для народных увеселений: сельские сходбища и забавы, составляемые по предварительному соглашению зажиточных семейств, происходят по случаю какого-нибудь деревенского праздника. Пиво и вино, пироги с яйцами и кашею — суть главное кушанье. Не один мужеский, но и женский пол принимает участие в веселии, которое продолжается заполночь». А. Терещенко, русский этнограф, 1848 год