Знаете, чего не хватает многим людям? – Умения довольствоваться малым. Стремление к совершенству двигает человечество вперёд, но порой идеал находится столь высоко, что становится недостижим. Возникает потребоность успокоиться, перевести дух; но «синица в руках» мало того, что не радует, так ещё и вызывает острое желание отказаться от всего нафиг.
Поиск собственного счастья дело хорошее, правильное и нужное; но важно понимать, Счастье ≠ Идеал. Взять, к примеру, поиск своей второй половинки. Многие предъявляют необъятный список требований. Мол, извольте подать мне Богиню! Не меньше! Чтобы рост, вес, цвет глаз, длина волос, знание наизусть лучших стихов Гёте (в оригинале), первый разряд по шахматам и лёгкой атлетике, губозакатывательную машинку в придачу и т.д. и т.п. Найти родственную душу со столь высоко задранной планкой человек не может, в итоге мучается сам и мучает других. Что в этом хорошего? Надо быть скромнее. У меня лично к своей будущей второй половинке самый невзыскательный и приземлённый набор пожеланий, главное, чтобы она была красивой, доброй, умной и покорной; а остальное не важно.
К чему я всё это рассказал? А к тому, что если Heroes 7 вышли такими, какими они вышли, а в «третьих» мы уже наигрались до тошноты, то почему бы не заценить скромное, но симпатишное, ответвление от основной серии под названием Might and Magic: Clash of Heroes. Данная игра и не претендует на статус идеала, значит, и разочаровываться нам не придётся.
Сегодня я хочу рассказать о Might and Magic: Clash of Heroes.
Правила и геймплей
Clash of Heroes следует отнести к жанру паззл-стратегий. Страшно подумать, сколько годовых отчётов было безбожно запорото и просрочено благодаря игре Lines(собери пять шариков одного цвета в ряд). Это была настоящая диверсионная бомба. «Косынка» и «Сапёр» рядом не валялись. Но потом игра куда-то пропала из общего зрения. Я считаю, это заговор спецслужб. Lines бессовестно сжирала тысячи трудочасов, но потом как отрезало. Очевидно, заговор. Думаю, «упыри рыцари плаща и кинжала» одновременно убили двух зайцев. Сначала они создали две невероятно затягивающие системы «самонодоносительства» (Вконтакте и Одноклассники), а потом отрубили доступ к ним с рабочих мест. «Под шумок» они удалили Lines со всех компьютеров, и об игре практически забыли.
Однако целиком уничтожить память об Lines не удалось. Но, так как прогресс не стоит на месте, то разноцветные шарики по нынешним меркам смотрятся вяло. Игрок хочет большего экшена и глубинного смысла. Почему шарики разного цвета? Почему шарики это именно шарики? Что есть шарики? Почему, будучи составленными в ряд, они исчезают? Куда исчезают? Перерождаются ли шарики в новом лучшем мире или умирают с концами? Если второе, то почему они так жаждут воссоединения? Или не жаждут? Вдруг это злая воля игрока уничтожает шарики? Кем является для шариков игрок по ту сторону монитора? Спасителем или вестником апокалипсиса? Lines не даёт ответы на эти вопросы. Классическая дилемма игры без сюжета. Однако если шарики заменить на фигурки солдат, поставить над ними героя, выдать герою систему прокачки, артефакты и глобальную цель, старая идея засияет новыми красками. И… да, я знаю, что шарики в Lines – это не шарики, а кружочки; точно так же как кубики магги это не кубики, а параллелепипеды, но «шарик» звучит лучше, нежели «кружочек», потому все дотошные придиры могут идти лесом.
Игровой экран разделён на два поля. Сверху отображаются солдаты противника. Внизу воины игрока. И те, и другие разбросаны в произвольном порядке. Армию от стада отличают не мундиры и погоны, а умение шагать строем, ибо это наиболее простой способ перейти из пункта А в пункт Б, до которого никак не могут додуматься гражданские.
Формированием строя из разбросанного по полю «стада» предстоит заняться игроку и его виртуальному противнику. Бои идут пошагово. Каждый ход герой получает три очка действия, тратя которые он может «перебрасывать» солдат из одного ряда в другой. Всегда выбирается последний (самый нижний) юнит в ряду.
Для формирования боевого порядка игроку необходимо собрать в вертикальный ряд трёх одинаковых юнитов.
Например (см. скриншот) у людей есть три базовых юнита: лучник, копейщик и меченосец. Для удобства бойцы размечены цветами: белым, синим и жёлтым. Как только три юнита собираются в ряд, они начинают готовиться к атаке (обычно 2-3 хода), после чего дружно (строем, в ногу и с песней) атакуют поле противника, сметая вражеских юнитов в соответствующем ряду. Если «боевой заряд» оказывается достаточно мощным, взвод перебегает поле боя и наносит урон вражескому герою.
Базовый принцип прост, однако, по мере прохождения игра будет «обрастать» дополнительными правилами. Clash of Heroes игра из серии «легко освоить, не так просто выиграть». Вот основные правила:
1. Если построить юнитов не в вертикальный, а в горизонтальный ряд; то вместо боевого строя, они образуют стену. Стена обладает определенным запасом прочности, однако, занимает место на поле боя и мешает игроку формировать собственные цепочки.
2. Помимо базовых юнитов, занимающих на поле боя одну клетку, каждая фракция имеет сильных существ. Бойцы второго уровня занимают на поле боя две клетки. Для активации необходимо выставить позади них двух юнитов 1-ого ранга. Активировать такой порядок сложнее, но и урон больше.
3. Для активации монстра третьего уровня необходимо выставить за его мощной богатырской спиной четверку маленьких солдат. Это бывает сложно, но урон за то максимальный. Правда, высокоуровневые юниты долго готовятся к атаке, и вражеский герой может попытаться сбить хотя бы часть их боевого заряда.
4. Все большие юниты (2-ого и 3-ого уровней) обладают какими-либо спецспособностями. Например, олени Лесного Союза могут перепрыгивать через вражеские стены, джинны умеют замораживать бойцов, вампиры передают своему предводителю часть нанесенного урона.
5. Герои тоже не стоят без дела. Каждый из них обладает какой-либо способностью, которую можно активировать по мере накопления маны. Эльфийка, например, выпускает три стрелы, сметающие вражеских солдат. Волшебница бьёт молниями, рэндомно поражающими вражеское поле боя.
6. Имеется дополнительное правило. Нажав правую кнопку мыши, игрок может удалить выбранного бойца с боевого поля. Юниты сдвинуться, при этом, если они образуют боевой порядок или сформируют стену, игрок сохранит очко действия. Если же образуется одновременно несколько порядков, то игрок получит дополнительные очки действия и сможет составить какое-нибудь особо хитрое и мощное комбо. В принципе, именно в этом заключается главный интерес игры.
Искусственный интеллект, к слову, играет весьма недурно и, время от времени, заставляет игрока шевелить мозгами. А ведь сидеть и с умным видом пялиться в монитор – это именно то, к чему призывала нас Lines.
Кампания
В игре есть пять фракций:
- Империя (рыцари)
- Лесной союз (эльфы)
- Инферно (демоны)
- Серебряные города (волшебники)
- Нежить (она и есть нежить).
Проходя кампанию, игроку предстоит поочередно поиграть за героя из каждой фракции.
К сожалению, кампания не даёт игроку свободы. Прохождение откровенно коридорное, и даже по коридору нельзя вольно перемещаться. Передвигаться можно только по специальным кругам, очерченным на земле. Однако в игре встречаются дополнительные задания (хотя их по любому надо проходить, иначе будет сложно), а так же имеется кое-какая экономика.
Собирая трофеи, игрок может покупать юнитов 2-ого и 3-ого ранга в специальных зданиях. Количество бойцов 1-ого уровня в колоде героя не ограничено. Если сильный юнит погиб во время сражения (был выбит вражеским соединением), то придётся за деньги и ресурсы пополнять резерв.
Время от времени герою будут попадаться артефакты, дарующие различные способности (от дополнительного запаса жизней до права на дополнительное очко действия в бою). Куклы персонажей в игре нет, и одновременно герой может использовать только один артефакт.
Несмотря на некоторые ограничения, играть интересно. В игре забавная анимация. Например, скелеты не имеют оружия и бьют врагов собственными головами, предварительно снимая их с плеч. Гениальное решение на мой взгляд. Берёшь в руки собственный череп и фигачишь! Дёшево и сердито! Главное, череп иметь покрепче.
Диалоги написаны с юмором и помогают не обращать внимания на коридорность. Несколько раз я ловил себя на мысли, что мне не терпится узнать, как дальше будут развиваться события, хотя Сюжет Heroes V-VII, да и вообще, сама вселенная Асхан мне не нравятся.
Ранее, толком «погунявить» на предмет того, что раньше (в Heroes 2-3) сюжет был лучше, мне мешало, то обстоятельство, что раньше было лучше всё (и трава зеленее). Зачитывая длинный список претензий ко всему, что выходило после «третьих», я физически не успевал добраться до критики сюжета. За исключением Heroes 5, геймплей которой меня более или менее удовлетворил, но зато сюжет «пятерки» сильно задел мою ранимую душу.
Начинается Heroes 5 c того, что у доброй королевы злые демоны убивают любимого короля-рыцаря, прямо в разгар свадьбы. Драма. Чувства. Эмоции. Казалось бы, начало хорошее. Далее перед королевой появляется «добрый дедушка» Маркел, который обещает воскресить почившего суженого. То, что дедушка выглядит как 100-%, буквально стереотипный, некромант; черный балахон, мрачные украшения и даже человеческий череп в руке, юную деву не смущает. Хотя череп, между прочим, остался от матери её погибшего мужа. Дальше больше, «добрый дедушка» начинает создавать по всей стране некрополисы, что, опять же, не вызывает претензий со стороны королевы. Наконец, Маркел, попутно расправившись со своим смертельным врагом из Серебряных Городов, поднимает погибшего монарха в виде нежити. И вот тут, барабанная дробь, влюбленную королеву хватает удар! Нет, а чего она ожидала? Ну, серьёзно. Понимаю любовь зла, но не до такой же степени.
Учитывая, что сюжет Clash of Heroes описывает события, произошедшие до первой кампании Heroes 5, ничего хорошего от истории я не ожидал, поэтому был приятно удивлён. Сюжет логичен, повествование Clash of Heroes в маразм не скатывается, а история, рассказанная в кампании за демонов, мне даже понравилась.
Разработчики, то ли случайно, то ли по чей-то подсказке, даже объяснили некоторые ляпы Heroes 5. В частности, по ходу кампании за нежить, Маркел, на тот момент ещё молодой и красивый, действительно помогает воскреснуть главной героине Фионе (будущей королеве Империи Грифона). Полноценно воскреснуть! А не остаться на веки вечные бестелесным призраком. Данное обстоятельство, хотя бы отчасти, может объяснить поведение Изабеллы. Раз Маркел смог воскресить мать её мужа, то была надежда, что он сможет вернуть в мир живых и его самого.
Возможно, кому-то будет интересно узнать дополнительные подробности о давно знакомых персонажах (Годрике, Сайрусе и т.д).
В добавку к добротному сюжету, разработчики всеми силами пытались разнообразить процесс прохождения кампании. На мой взгляд, у них получилось. Помимо обычных схваток герой vs герой по стандартным правилам, игроку подбрасывают головоломки и битвы с боссами.
Боссы требуют особого подхода. В отличие от героев, которые в лучших традициях Вселенной Heroes маячат на заднем фоне и в сражениях почти не участвуют, боссы находятся на поле боя, занимая строго определенные клетки. Если сформированный Вами, в ходе долгих раздумий и хитрых комбинаций, боевой отряд «проскочит» мимо босса, то урон по врагу не нанесётся.
Что прикольно, каждый босс индивидуален. Как правило, первые несколько ходов в битве с боссом следует посвятить наблюдениям (и установке защитных стен). Необходимо «раскусить» механику босса и понять, в какой части игрового поля он будет находиться через три-четыре хода, и что при этом будет делать. Прям Worldof Warcraft какой-то.
Выводы:
Самое главное, что следует знать о Clash of Heroes, это то, что перед нами не паззлер, а пошаговая тактическая стратегия. Да, с элементами паззлера, да, с причудливыми правилами, но стратегия. Задача игрока не собрать наиболее изящную комбинацию разноцветных кубиков на максимальное число очков, а победить оппонента.
Не имеет смысла собирать изящную комбинацию там, где противник выстроил защитную стену в пять рядов. Это ничего не даст. Главная задача – свести число жизней оппонента до нуля, прежде чем оппонент проделает с Вами то же самое. Необходимо собирать своих воинов в наиболее уязвимых для оппонента точках, попутно закрывая свои слабые места.
К геймплейю у меня лишь одна претензия; существ 2-ого уровня следовало сделать посильнее или, наоборот, юнитов 3-ого уровня слабее. Воины, занимающие четыре клетки (дьяволы, титаны) наносят непропорционально много урона. Когда у каждого оппонента примерно по 100 жизней, лишь «толстяками» можно убить врага, не растягивая каждую партию на полчаса. Юниты 1-ого уровня нужны для строительства стен. «Середнячки» же не находят себе применения, если, разумеется, не удаётся собрать особо убойную комбинацию. Например, трёхкратное или четырехкратное комбо из существ 2-ого ранга в одном ряду, но сделать это гораздо сложнее, нежели взять одного «толстяка» и прикрепить к нему четырёх мелких юнитов. Урон же сопоставимый. Некоторых середняков выручают полезные спец. способности; но всё это ситуативно.
Так же игра выделяется откровенно анимешной рисовкой, которая многим не нравится. Однако Вы же не из таких! (Иначе, как Вы вообще смогли дочитать до этого фрагмента?).
Clash of Heroes – хорошая игра. Она не предлагает ничего выдающегося, но то, что она предлагает за свои деньги, этих денег стоит. Clash of Heroes не та игра, которую Вы будете ждать, аж кушать не сможете, однако, взяв её за копейки на распродаже, получите красивую, увлекательную и способную затянуть в себя на несколько часов «стратежку».
PS. Если Вам понравилась моя заметка, приглашаю вас в свой журнал. По ссылке Дайджест Вы сможете прочитать самые интересные обзоры, рассказы и статьи за моим авторством.