Ирина Кранк: Сегодня мы с вами смотрим фильм Микеланджело Антониони — очень значимого режиссера в истории мирового кино. Творчество Антониони оказало огромное влияние на кинематографистов всего мира и породило массу последователей.
В 60-х годах фильмы Антониони совершили революцию. Не только потому, что они отражали проблемы человеческой некоммуникабельности —духовное омертвление, эмоциональную усталость, одиночество человека, утратившего собственные идеалы — но и потому, что они произвели переворот в языке кино, его изобразительной составляющей.
Антониони одним из первых в мировом кино стал пользоваться особым видом длинного плана — медитативным, медленным. Его неторопливый длинный кадр позволяет внимательно и в подробностях рассмотреть, что в нем происходит. Манера повествования Антониони завораживает, возбуждает в душе какие-то движения. Это своего рода медитация, погружение в свой внутренний мир.
Как эти длинные кадры появились в его кинематографе? Антониони объяснял это тем, что когда-то почувствовал, что не может выпустить героиню из поля зрения сразу после того, как исчерпан драматический конфликт и она остается наедине с собой, переживая его последствия. Что он должен следовать за ней, наблюдать за её поведением, выражением её лица, её жестами, когда она находится во власти чувств наедине с самой собой. Лучшие его кадры были сняты именно в те моменты, когда персонажи (имеются в виду актеры) оставались одни, потому что они не знали, что он продолжает следовать за ними, и думали, что съемка уже окончена.
Многие учебники истории кино (а Антониони изучают во всех киношколах) также обращают внимание на то, какую роль в его фильмах играет предметная обстановка. Его герои могут практически ничего не делать и почти не разговаривать, но их внутреннее состояние, их взаимоотношения детально передаются самой предметной обстановкой, создающей определённую атмосферу. Действие в его фильме может остановиться, может наступить сюжетная пауза. Наиболее важные моменты в его фильмах часто именно те, когда по сюжету ничего не происходит. Он внимательно наблюдает за героями, когда они остаются наедине с самими собой. И передаёт их внутреннее состояние.
Может быть не все знают, что именно Антониони предвосхитил главное течение послевоенного итальянского кинематографа, которое было названо «итальянским неореализмом». Как мы знаем, неореализм отказался от той неправды, той помпезности, которая существовала в довоенном кинематографе и показал жизнь более реалистичную, такую, как она есть. Неприукрашенную жизнь обычных людей.
И Антониони одним из первых создал в Италии документальное кино о простых людях, рыбаках, живущих на реке По. Фильм так и назывался «Люди с реки По». И было это в 1943 году, в эпоху фашизма, когда снимать документальное кино о простых людях было не только запрещено, но просто немыслимо. И то, что Антониони взялся за отражение реального мира и социальных проблем, само по себе было важно, потому что предвосхитило то, что потом назвали итальянским неореализмом.
Кроме того, Антониони изменил представления о кино во всем мире. Кино — не развлечение. Он всегда протестовал против этого постулата. Механизмы, на которых строятся коммерческие фильмы, фальшивы и бессмысленны. У жизни, у реальности другие ритмы. Они всегда меняются. Иногда они стремительные, иногда замедленные, неторопливые. Почему нужно избегать неторопливых ритмов, и показывать только стремительные? Фильм, который рассказывает о реальности, о жизни, которой мы живем, должен обладать ритмом этой реальности.
Антониони так и называют — «певец некоммуникабельности».
Он считал, что кино может быть таким же рассказчиком, как литература. Что кино может анализировать психологию героев. Но если фильмы других режиссеров подталкивали людей на контакт друг с другом — духовный или физический, то фильмы Антониони, напротив, показывали невозможность такого контакта. Антониони так и называют — «певец некоммуникабельности». Между героями в его фильмах зияют пропасти. Его мужчины и женщины герметично закупорены и абсолютно автономны. Они постоянно рефлексируют, пытаются постичь себя, вписаться в окружающий мир. Но чаще всего эти попытки обречены.
«Приключение» (1960), «Ночь» (1961), «Затмение» (1962), «Красная пустыня» (1964) — все эти фильмы объединены единым стилем и авторской манерой, и воссоздают особый мир, который в кинематографе назвали миром Антониони.
Олицетворением этого мира в 60-х годах стала Моника Витти, его актриса, муза, спутница его жизни на протяжении долгих 11 лет.
Впервые он увидел её в театре, когда она играла на сцене. Антониони искал тогда актрису для озвучки. Ему нужно было озвучить англичанку Дориан Грей, которая снялась в его фильме «Крик». Он пригласил Монику в монтажную, и во время небольшого перерыва сказал, что ему нравится её хриплый, низкий, немного насмешливый голос, и что её лицо — именно такое, которое он так долго искал…
Он стал для неё всем: другом, любовником, отцом, режиссёром. Антониони учил её правильно ходить, говорить, держать бокал с шампанским. Обучил её всем тем изысканным манерам, которыми обладал сам. Рядом с ним она чувствовала себя маленькой девочкой, окруженной заботой отца. А Антониони ощущал себя Богом, который творит актрису и женщину.
Но первые съёмки с Антониони на фильме «Приключение» стали для Моники настоящим испытанием. На съёмочной площадке он был уже не тем внимательным мужчиной, каким был в жизни. Когда она хотела посоветоваться с ним насчёт своей игры, он резко ответил, что ничего не разжёвывает актёрам, и что она должна положиться на свою фантазию.
Нужно сказать, что «Приключение» было сложным фильмом для всей съёмочной группы, об этом я расскажу вам после фильма, но главное, что этот фильм сделал величиной мирового масштаба не только самого Антониони, но принес настоящую славу и Монике Витти. Критики твердили о «новом языке» в кинематографе, о гении режиссера, но сам Антониони знал, что фильм состоялся благодаря в том числе Монике, её талантливой игре, её магнетическому лицу с глубокими зелеными глазами, лицу, которое он так долго искал.
Одиннадцать лет сотрудничества Антониони и Моники Витти подарили миру эти четыре замечательных фильма: «Приключение», «Ночь», «Затмение», «Красная пустыня». В «Ночи» — компанию актрисе составили блистательные Жанна Моро и Марчелло Мастроянни.
Через год она сыграла с молодым красавцем Аленом Делоном в фильме «Затмение» (1962).
А после съёмок «Красной пустыни» (1964) — последнего фильма с Моникой Витти — Антониони отправился в Англию, где приступил к работе над картиной «Фотоувеличение» с участием Ванессы Редгрейв. И Моника почувствовала, что Антониони предал её, причем не только физически, но главное — как актрису.
Есть еще одна версия, почему роль в «Красной пустыне» была последней для Моники. Она согласилась играть у другого режиссера — англичанина Джозефа Лоузи. Когда он прислал ей сценарий своего фильма «Модести Блейз: красотка, которая убивает», где она должна была сыграть эдакого Джеймса Бонда в юбке, она обрадовалась, и подписала с ним контракт. Возможно, это было её ошибкой. Потому что, когда она, почувствовав холодность и отстранённость, спросила у Антониони, нужно ли ей было отказаться от этого предложения, он холодно ответил: «Нет, отчего же, другие фильмы раскроют все твои способности. В моих ты просто не сможешь этого сделать».
И следующий фильм снимал уже без Моники.
Съемки «Фотоувеличения» в Англии длились 10 недель. Вернувшись, Антониони совершенно неожиданно сделал Монике предложение. Но Моника понимала, что это самообман и не согласилась стать его женой… Через год они расстались.
Музыка. У Антониони особое отношение к музыке. В своих фильмах он использует её очень осторожно. Он чувствует, что нужно «быть немногословным, говорить, как можно меньше, использовать самые простые средства выражения». Он верит «в силу воздействия зрительного образа» и считает, что «изображение может обойтись без музыки». Но звуковой дорожке он придаёт огромное значение, и работает с ней особенно тщательно. Но, говоря «звуковая дорожка» он имеет «в виду не музыкальное сопровождение, а естественные шумы и звуки».
О роли актера у него тоже особое мнение. Актер не должен мыслить, он должен существовать. Он «должен разрабатывать не столько психологию персонажа, сколько собственную фантазию. А фантазия возгорается сама, к ней нет кнопки, на которую в любой момент можно нажать пальцем». Метод работы Антониони с актером: стимулировать его незаметно, исподволь. «Расшевелить его чувства, а не разум».
Фильмография Антониони не очень обширна. Всего около 15 фильмов. В числе его совершенных творений можно назвать «Фотоувеличение», за которое Канны в 1967 году вручили ему Золотую пальмовую ветвь. Абсолютный шедевр, на мой взгляд, «Профессия: репортёр» с Джеком Николсоном в главной роли.
Фильмов могло бы быть значительно больше, но в 1985 году в жизни Антониони произошла трагедия. Он перенёс удар, частично парализовавший его тело и лишивший речи. Режиссер мог двигаться только с посторонней помощью. Через 10 лет, в 1995 году появился еще один его фильм «За облаками». Но снимать фильм ему помогал Вим Вендерс. Антониони задавал камере определённый ракурс. Сохранились документальные кадры со съемок, где Антониони сам выстраивал эротическую мизансцену.
Потом был ещё один замечательный фильм «Эрос» (2002), состоящий из трех новелл: Вонг Карвая, Стивена Содерберга и Антониони. Здесь ему помогали уже чуть ли не всем миром.
Антониони умер 30 июля 2007 года в возрасте 94 лет, в один день с Ингмаром Бергманом. В высшей степени сверхъестественное совпадение, которое дало право многим критикам сделать вывод о том, что в этот день умер кинематограф.
«Приключение» приняли не сразу. Этим фильмом Антониони бросил вызов всем стилистическим, сюжетным традициям коммерческого кинематографа. Затянутые сцены, необыкновенность картинки — всё это было слишком явной оппозицией той модели, которая существовала в голливудском кино. И далеко не всем пришлось всё это по вкусу. Сейчас в это сложно поверить, но на фестивале в Каннах «Приключение» позорно освистали, назвали «фильмом-роскошью для пяти тысяч снобов».
Сегодня — это мировая классика! Это фильм, который изменил взгляд на кинематограф во всем мире, и оказал огромное влияние на режиссеров следующих поколений.
Настроение для просмотра нужно особое: то, которое располагает к спокойному созерцанию и размышлению. Желаю вам приятного просмотра!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram (kinoru61 — https://t.me/kinoru61) или WhatsApp (https://chat.whatsapp.com/9VuOoTU159DIRnw4cHTGd5)